Далее определяем степень выраженности носового оттенка. Основной принцип – измерение объёма воздуха, попадающего во время речи в носовую полость и соотнесение этого объёма с общим объёмом выдоха, это позволяет судить о тяжести открытой нозализации. Тяжесть – это выраженный или слабо выраженный оттенок.
Обследование фонематического слуха. Повторить за логопедом изолированные слоги, звуки, слова, но они должны различаться одной фонемой (лес – лещ, тата – вата). Если ребёнок изменяет целые группы звуков общие, то вместо повторений ему лучше подбирать предметные картинки, соответствующие значению слов. У владеющих грамматой детей проверяют возможность звукобуквенного анализа. Узнать как ребёнок определяет порядок звуков в слове, составляет из букв разные слова, подбирает картинки на заданный звук и букву. При отборе слов с определённой фонемой или нахождение буквы в слове, в начале анализируются слова, в которых неполная фонема или её буквенное обозначение, стоит первой, затем последней, затем в середине. В заключении необходимо выяснить, как ребёнок воспринимает собственное произношение, дифференцирует свои недостатки на слух или знает о них только со слов окружающих, всё это фиксируется логопедом со слов окружающих.
Далее исследуем эмоционально-волевую сферу, наблюдаем в течении длительного времени. При первом посещении отметить как ребёнок вступает в контакт с чужими людьми, отметить словесную активность ребёнка, стремление отвечать мимикой и жестами. Что ребёнок знает о своём речевом расстройстве, узнать как относятся к ребёнку в семье: гипо- или гипер- опека, есть ли друзья, какого возраста. Важно узнать интересуется ли своим недостатком, как реагирует на замечания окружающих на его речь, есть ли желание исправить речь. Занятие длится 30 минут.
В обследовании приняла участие девочка - Настя Б., была отобрана по готовому диагнозу ПМПК.
Мы провели обследование артикуляционного аппарата у детей. Далее провели упражнения с детьми (Приложение №5). Затем исследование звукопроизношения младших школьников с ринолалией для исключения влияния нарушенных в произношении звуков на анализ воспроизводимых детьми слов.
Эксперимент проводился в несколько этапов. На первом этапе была подобрана методика констатирующего эксперимента. Далее были отобраны дети в состав экспериментальной группы, проанализированы речевые и медицинские карты, созданы бланки протокола обследования. Затем производилась обработка полученных результатов, выясняя общие закономерности и специфические особенности состояния звукослоговой структуры слов.
На третьем этапе экспериментатор приступал к изучению фонематических процессов у младших школьников с признаками ринолалии. Их изучение осуществлялось с помощью комплексов экспериментальных заданий.
Настя Б. имееторганическую открытую ринолалию, как следствие врожденного дефекта неба – расщелины с Расщелины обуславливают частичным соединением двух резонаторных полостей - рта и носа. Во время речи нарушается направление воздушной струи при образовании звуков. Возникает специфический нозальный акустический эффект.
Все тело языка оттянуто назад (западает к глотке), корень и спинка приподнята кверху(отмечается высокий тонус), кончик языка обычно развит плохо, паретичен. Ребенку доступны только элементарные, недифференцированные движения языка. Изменение положения языка является своеобразным приспособлением ребенка к своему состоянию.
Движения мягкого неба неполноценны не только при речи, но и при актах жевания, глотания. Имеются нарушения взаимодействия артикуляционной мимической мускулатуры: измененные движения лицевых мышц в процессе артикуляции, наличие синкинезий.
Речевого дыхания: ускоренное, поверхностное, учащенное. Речевой выдох неравномерен, неравномерно распределен на протяжении произносимого слова или фразы. Страдает плавность и направленность выдоха, ритм речевого дыхания. Страдает снижением слуха. Это связано с частыми простудами, насморками, воспалениями евстахиевой трубы, ведущими к заболеваниям уха.
Статьи по теме:
Технологии визуализации знаний и презентации результатов
исследований в сфере образования
визуализация учебный обучение компьютерный Развитие вычислительной техники решило вопросы обработки такого объема информации. Но возникла проблема наглядно представить результаты такой обработки. Здесь применяются различные методы визуализации, посредством которых легко можно представлять большие и ...
Умение осуществлять поиск необходимой
информации как одно из универсальных учебных действий
Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает сведения, разъяснения, изложение. Несмотря на широкое распространение этого термина, понятие информации является одним из самых дискуссионных в науке. Попыток дать наиболее общее и емкое определение категории информации б ...
Специальное формирование как алгоритмических, так и
эвристических приемов умственной деятельности
Исследование процесса усвоения и применения знаний показали, что обычно учащиеся усваивают содержательную сторону знаний и непосредственно с ней связанные конкретные приемы решения довольно узкого круга задач. Лишь у школьников с высокой обучаемостью на основе решения единичных задач формируются об ...