В данном блоке диагностических методик изучались:
степень сформированности их представлений о звуке как одном из средств ориентации человека в окружающем пространстве физического мира;
понимание учащимися информационно-коммуникативной природы речевых и музыкальных интонаций;
осознание значения музыкальных композиций как художественного способа кодирования и трансляции информации;
прочувствование важности личностной окрашенности музыкально-звуковой информации;
самопознание в процессе восприятия и передачи музыкально-художественной информации.
В этот блок входили следующие диагностические методики: 1) "Что я узнал в музыке о себе?", 2) "Что мне музыка рассказала о других?", 3) "Что мне музыка рассказала о мире?"
В последовательности диагностических методик этого блока соблюдалась специально намеченная и общая для всех остальных блоков диагностических методик тенденция: от освоения пространственно-временных параметров внутреннего мира ребенка - через художественное освоение пространства и времени других людей и музыкальных образов - к освоению пространства-времени всего окружающего мира, Вселенной. И, как завершающий этап логики познания, сопоставление музыкально-художественной информации о мире других людей и всей Вселенной, с одной стороны, с пространством собственного внутреннего мира, с другой стороны. Таким образом, процесс освоения школьником музыки как художественного явления мира имеет принципиально незавершенный характер, а осознание им личностной значимости процесса художественного освоения мироздания возвращает его вновь к самому себе, своему внутреннему миру.
Степень сформированности школьных представлений о художественной информационности музыкального звука определялась по следующим критериям:
осознание школьником роли музыки в процессе самопознания;
понимание диалогической природы общения человека с произведениями искусства, в том числе музыкального искусства;
расширение и углубление представлений учащихся о своем внутреннем мире;
познание с помощью языка музыки мира человеческих чувств, эмоций и переживаний;
сопоставление и сравнение в процессе общения с музыкой состояния своего внутреннего мира с внутренним миром других людей и музыкальных образов;
восприятие музыки как художественно выраженной информации о мире, самом себе и человечестве всех эпох и поколений.
В ходе первой методики под названием "Что я узнал в музыке о себе?" школьникам предлагалось описать свои впечатления и ощущения, возникающие в период прослушивания музыки. В качестве музыкального материала послужили произведения: Ф.Шопен — Прелюдия; П.Чайковский — "Апрель. Подснежник" (из фортепианного цикла "Времена года").
Критерии в этой методике были следующие:
степень развитости способности школьников к прочувствованию настроения музыкального произведения, ощущения своего сопереживания ему;
уровень сформированности у учащихся мысле-действий, проекции поступков под впечатлением прослушанной музыки;
степень осознанности пространственных характеристик своего настроения, вызванного музыкой;
способность к сопоставлению характеристик физического времени и художественного времени под впечатлением музыкального произведения;
мера идентификации своего внутреннего мира с художественным пространством-временем музыкального произведения.
Соответственно критериям были выделены следующие уровни:
высокий уровень - высокая степень развитости способности школьника к прочувствованию настроения музыкального произведения, возникновение глубокого переживания и яркого эмоционального отклика на музыкальное произведение; возникновение мотивов и направленности мысле-действий какжелания явить миру свое отношение к образу музыкального произведения; способность к обозначению пространственных характеристик своего настроения в зависимости от его модальности; прочувствование влияния ярких музыкальных и художественных эмоций на восприятие продолжительности времени под воздействием музыкального произведения и в условиях реальной жизни; способность к полной идентификации и погружению в пространство-время музыкального произведения;
Статьи по теме:
Пунктуация как особый раздел языкознания
С помощью особых знаков устная речь передается при письме. Для передачи слов применяются буквенные и другие графические средства (дефис, пробел, промежуток между буквами, черточка). Для передачи предложений, кроме того, используются знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, з ...
Особенности художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 с. Бичура, р. Бурятии. В эксперименте принимали участие 25 детей подготовительной группы. Для выявления развития уровня художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста были исполь ...
Работа над мимикой и жестом
Мимика и жесты говорящего - дополнительное средство воздействия на зрителя. Это естественная способность человека проявлять внутреннее состояние, с помощью жестов досказать то, что невозможно объяснить словами. В работе над выразительностью мимики и жестов провожу различные игры, упражнения и этюды ...