В данном блоке диагностических методик изучались:
степень сформированности их представлений о звуке как одном из средств ориентации человека в окружающем пространстве физического мира;
понимание учащимися информационно-коммуникативной природы речевых и музыкальных интонаций;
осознание значения музыкальных композиций как художественного способа кодирования и трансляции информации;
прочувствование важности личностной окрашенности музыкально-звуковой информации;
самопознание в процессе восприятия и передачи музыкально-художественной информации.
В этот блок входили следующие диагностические методики: 1) "Что я узнал в музыке о себе?", 2) "Что мне музыка рассказала о других?", 3) "Что мне музыка рассказала о мире?"
В последовательности диагностических методик этого блока соблюдалась специально намеченная и общая для всех остальных блоков диагностических методик тенденция: от освоения пространственно-временных параметров внутреннего мира ребенка - через художественное освоение пространства и времени других людей и музыкальных образов - к освоению пространства-времени всего окружающего мира, Вселенной. И, как завершающий этап логики познания, сопоставление музыкально-художественной информации о мире других людей и всей Вселенной, с одной стороны, с пространством собственного внутреннего мира, с другой стороны. Таким образом, процесс освоения школьником музыки как художественного явления мира имеет принципиально незавершенный характер, а осознание им личностной значимости процесса художественного освоения мироздания возвращает его вновь к самому себе, своему внутреннему миру.
Степень сформированности школьных представлений о художественной информационности музыкального звука определялась по следующим критериям:
осознание школьником роли музыки в процессе самопознания;
понимание диалогической природы общения человека с произведениями искусства, в том числе музыкального искусства;
расширение и углубление представлений учащихся о своем внутреннем мире;
познание с помощью языка музыки мира человеческих чувств, эмоций и переживаний;
сопоставление и сравнение в процессе общения с музыкой состояния своего внутреннего мира с внутренним миром других людей и музыкальных образов;
восприятие музыки как художественно выраженной информации о мире, самом себе и человечестве всех эпох и поколений.
В ходе первой методики под названием "Что я узнал в музыке о себе?" школьникам предлагалось описать свои впечатления и ощущения, возникающие в период прослушивания музыки. В качестве музыкального материала послужили произведения: Ф.Шопен — Прелюдия; П.Чайковский — "Апрель. Подснежник" (из фортепианного цикла "Времена года").
Критерии в этой методике были следующие:
степень развитости способности школьников к прочувствованию настроения музыкального произведения, ощущения своего сопереживания ему;
уровень сформированности у учащихся мысле-действий, проекции поступков под впечатлением прослушанной музыки;
степень осознанности пространственных характеристик своего настроения, вызванного музыкой;
способность к сопоставлению характеристик физического времени и художественного времени под впечатлением музыкального произведения;
мера идентификации своего внутреннего мира с художественным пространством-временем музыкального произведения.
Соответственно критериям были выделены следующие уровни:
высокий уровень - высокая степень развитости способности школьника к прочувствованию настроения музыкального произведения, возникновение глубокого переживания и яркого эмоционального отклика на музыкальное произведение; возникновение мотивов и направленности мысле-действий какжелания явить миру свое отношение к образу музыкального произведения; способность к обозначению пространственных характеристик своего настроения в зависимости от его модальности; прочувствование влияния ярких музыкальных и художественных эмоций на восприятие продолжительности времени под воздействием музыкального произведения и в условиях реальной жизни; способность к полной идентификации и погружению в пространство-время музыкального произведения;
Статьи по теме:
Электронные наглядные средства
обучения на основе современных компьютерных технологий
В школьном образовании всегда применяли и до сих пор применяют самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усво ...
Содержание среднего образования
В 1870-1872 гг. были созданы три основных и наиболее распространённых типа общеобразовательной средней школы, которые просуществовали в Сибири с известными изменениями до их ликвидации в 1920-1921 гг. Классическая гимназия являлась привилегированной средней школой с восьмилетним курсом обучения, ре ...
Механизмы и проявления дисграфии на основе нарушения фонемного
распознавания
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дисграфия обусловлена недоразвитием (распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме.(Р.И. Лалаева, 1993) Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые мо ...