Третьей в этом диагностическом блоке была методика под названием "Что мне музыка рассказала о мире?". Данная методика как бы подводит итог в процессе диагностирования у школьников способности к различению художественно-информационной природы музыкального звука и ее личностно-значимой интерпретации. В ходе методики учащиеся делились своими впечатлениями от прослушанной музыки в вербальной форме и участвовали в различных видах музыкально-художественной деятельности.
В данной методике были определены следующие критерии:
степень осознания школьником информационной природы музыкального звука и ее значения для формирования адекватных представлений об окружающем мире;
способность к выделению в информации музыкального звука различных аспектов (коммуникативного, изобразительного, выразительного и др.);
степень осознания и выражения школьником личностно-значимого смысла пространственно-временных характеристик, отраженных в музыкальном звуке;
способность к установлению диалога с миром через содержание и образы музыкального искусства;
готовность и адекватность выражения образа мира в различных видах музыкально-художественной деятельности.
В соответствии с критериями были выделены уровни:
высокий уровень осознание и оригинальное выражение школьником своего понимания роли музыки в освоении пространства и времени окружающего мира; подкрепление конкретными примерами своего понимания значения музыкального искусства в процессе общения людей; изображение и выражение различных явлений мира в собственном музыкальном творчестве; интерпретация учащимися пространственно-временной и информационной природы музыкального звука через прочувствование и осознание ими личностно-значимого смысла обозначенных характеристик звука; самостоятельное нахождение оригинальных творческих приемов в различных видах музыкально-художественной деятельности для передачи своих впечатлений о художественной целостности мира;
средний уровень - осознание школьником и его желание выразить свое понимание роли музыки в освоении пространства и времени окружающего мира; демонстрация учащимися примеров музыкального творчества с использованием звуко-изобразительных приемов при характеристике пространства и времени мира; отсутствие в комментариях школьников понимания и осознания личностного смысла своей музыкально-художественной деятельности;
низкий уровень - неспособность школьника к осознанию роли музыки в освоении пространственно-временных характеристик окружающего мира; непонимание роли музыки как канала для получения и передачи информации о мире.
Подведем итог данного раздела. Диагностическое исследование проводилось с целью анализа и обобщения динамики процесса освоения учащимися музыки как художественного явления мира. В соответствии с выделенными ранее в исследовании компонентами, Каждый из трех диагностических блоков методик соответствовал одному из выделенных ранее в исследовании компонентов, характеризующих органичную целостность пространственно-временного и информационного поля музыкального искусства. Все методики проводились в соответствии с общедиагностическими требованиями, а также с учетом специфики данного исследования.
Разработка и проведение диагностических методик выявило необходимость методологического обоснования принципов художественной диагностики, наметить перспективы и пути обобщения всего имеющегося в этом направлении работы передового педагогического опыта. Добиться доказательности выводов нестатистическим путем, то есть интрастатистически (по Е.Ю.Артемьевой) значительно труднее, чем стандартизировать задания для школьников и ранжировать в сводной таблице их ответы, тем самым преднамеренно отстраниться и проигнорировать неповторимость и индивидуальность процесса и результаты детского музыкально-художественного творчества. Тем более что сама процедура стандартизации для некоторой части заданий, как в данном исследовании, так и в целом для художественной и музыкальной педагогики, не всегда приемлема и оправдана. Это объясняется тем, что выполнение учащимися музыкально-диагностических заданий зачастую не поддается стандартизации по той простой причине, что единственно верное решение поставленной задачи отсутствует, не существует, так как в художестве и творчестве оценивается неординарность музыкального решения ребенка, любой личности. Поэтому повторяемость, схожесть и однотипичность детских вариантов, их приближенность к усредненному решению или продемонстрированному им образцу скорее всего относится к более низким результатам, по степени их ранжирования, нежели нечто неординарное в вербальной или невербальной реакции ребенка на музыку.
Статьи по теме:
Коммуникативно-ориентированный подход в обучении грамматики
В соответствии с главной целью обучения иностранным языкам, когда в качестве конечного результата рассматривается рабочее владение языком, умение использовать его в реальных ситуациях общения для достижения взаимопонимания собеседников, разрабатываются и новые направления в преподавании грамматики, ...
Формирование общенаучного системного подхода в отечественной философии 50-е
- начало 80-х гг. ХХ века
Исследование генезиса системного подхода в отечественной педагогике конца 60-х - 80-х гг. ХХ века естественно связано с поиском ответа на вопросы о взаимосвязях двух линий развития системного подхода: как общенаучного и как конкретно-научного, с изучением не только вопроса о вкладе системного подхо ...
Особенности личностно-ориентированного подхода к процессу музыкального
образования и воспитания в условиях программы "Мир музыки"
В современной технократической цивилизации музыкальное образование отодвигается на второстепенный план. Между тем, новые достижения педагогики и психологии доказали важнейшую роль музыкальных занятий не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей. Чтобы стать личностью, человеку н ...