Применение интрастатистических методов оценивания результатов музыкально-художественной деятельности школьников осуществлялось при проведении серии художественно-диагностических методик, в содержание которых входило: пластическое или изобразительное воплощение музыкального образа, вокальная или инструментальная импровизация, вербальная интерпретация музыкального образа, моделирование музыкального произведения.
Интерпретация результатов первой методики этого цикла ("Что я узнал в музыке о себе?") показала следующее: у школьников экспериментальных групп музыкальные произведения вызывали глубокий эмоциональный отклик, они воспринимали музыкальный образ или героя произведения как субъекта диалогических отношений. В результате такого внутреннего диалогического общения учащиеся осознавали свое отношение к герою или образу музыкального произведения и, тем самым, познавали себя, моделировали свои поведенческие реакции в той или иной ситуации, обозначенной средствами художественной выразительности. Учащиеся адекватно характеризовали общий эмоциональный настрой и достаточно тонко дифференцировали эмоциональные нюансы произведения. Они были способны выразить пространство и глубину основного эмоционального состояния произведения в различных видах музыкально-художественной деятельности: вербально, пластически, в насыщенности красок и выразительности графических линий живописных композиций. Учащиеся сопоставляли эмоциональный настрой произведения со своим ощущением течения времени в нем.
В целом динамика развития школьников в экспериментальных группах значительно превзошла уровень развития детей в контрольных группах.
В соответствии с выделенными критериями к высокому уровню были отнесены такие ответы школьников, как: "Музыка произведения напомнило мне о том состоянии, когда меня незаслуженно обидели", "У меня было очень грустное настроение", "Мне было радостно и хотела поделиться ей со всеми", "Мир добрый, в нем много радости, эта радость переполняет меня, ей тесно во мне", "Когда я слушаю это произведение, то время проходит быстро". Приведенные ответы учащихся из экспериментальных групп свидетельствуют об адекватном восприятии ими музыкального образа и эмоционального настроения произведения, их способности соотнести его с состоянием собственного внутреннего мира и познать самого себя, дать качественную характеристику внутриличностного пространства. Все это подтверждает правомерность и эффективность избранного нами направления музыкального образования и воспитания школьников, способствует развитию у них более тонкого дифференцированного восприятия нюансов своих переживаний и эмоций под впечатлением прослушанной музыки.
В контрольных группах процент школьников, воспринимающих музыкальное произведение как способа и пути познания себя, внутреннего мира своих переживаний, оказался значительно ниже. Интерпретация хода диагностических методик и их результатов у школьников контрольных групп такова: ответы детей в этих группах, отнесенные к высокому уровню, были получены в результате заинтересованного и участного отношения детей к выполнению предложенных им творческих заданий, их чуткого эмоционального реагирования на музыкальное произведение и умения в предельно сжатые сроки соотнести вопросы и задания экспериментатора с содержанием своего внутреннего мира и музыкального произведения. Все это является косвенным свидетельством психологических, возрастных и музыкально-художественных способностей школьников к самопознанию и познанию мира в процессе восприятия музыкальной информации.
В ходе второй диагностической методики ("Что я узнал в музыке о других?") проверялась способность школьников к распознанию в музыке информации об окружающих ребенка людях - современниках и предшественниках, а также о музыкально-художественных образах, персонажах и героях. Учащиеся экспериментальных групп показали достаточно высокую степень восприимчивости как целостного содержания музыкально-информационного потока, так и способность его дифференцирования. Данная методика, как, впрочем, и две остальные диагностические методики этого блока, основывалась на четырех главных функциях искусства, о которых писал М.С.Каган: познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной и коммуникативной. Выбрав данный тезис М.С.Кагана как методологический ориентир, мы рассматриваем музыкальное искусство в контексте данной методики как: способ познания внутреннего мира других людей, метод формирования у школьников ценностных предпочтений в мире музыки и этике человеческих взаимоотношений, путь формирования и преобразования своего внутреннего мира в соответствии с высокими идеалами шедевров искусства, канал для установления коммуникативных взаимодействий с миром.
Статьи по теме:
История и классификация методов и приемов обучения литературе
Сложившиеся классификации методов и приемов обучения литературе имеют интересную историю. Ф.И. Буслаев выдвинул положение о специфике метода в школьном преподавании: «Надобно отличать ученую методу от учебной. Ученый, излагая науку, увлекается только ею одной, не обращая никакого внимания на личнос ...
Принципы и методы теории воспитания
Принципы воспитания Эффективность воспитательного процесса во многом определяется знанием и пониманием педагогом основных закономерностей психических явлений воспитанников, их специфики, зависящей от различных внешних и внутренних факторов. Закономерности воспитания обусловливают принципы, на котор ...
Структура педагогики и система педагогических дисциплин
В рамках педагогики существует ряд относительно самостоятельных разделов, связанных с исследованием отдельных сторон учебно-воспитательного процесса. Разработкой целей, задач, содержания, принципов, методов и организации образования и обучения занимается дидактика (теория образования и обучения); в ...