Содержание образования

Страница 1

Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста

При отборе содержания образования должны учитываться устоявшиеся в дидактике принципы (Концепция содержания непрерывного образования), но особое внимание тем из них, которые либо недостаточно реализуются в современной теории и практике дошкольного образования, либо являются новыми.

Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования

Принцип гуманитаризации содержания образования рассматривается как усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.

Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Одним из путей реализации этого принципа является создание интегрированных курсов.

Принцип культуросообразности понимается как "открытость" различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. Возможный путь реализации этого принципа - сочетание, взаимосвязь и взаимодополняемость федерального и регионального компонентов содержания образования.

Принцип содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможность индивидуального развития каждого ребенка.

При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка - гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного образования.

Отбор педагогом содержания образования может производиться по определенным в нормативно-концептуальных документах основаниям:

- по основным направлениям развития детей, как определено во Временных (примерные) требованиях к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» (Приложение 2 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.08.96 № 448), (далее Временные требования). Напомним, что таких направлений одиннадцать:

развитие игровой деятельности;

развитие речевой деятельности;

развитие физической деятельности;

развитие элементарных математических представлений;

развитие изобразительной деятельности;

развитие в конструктивной деятельности;

развитие в музыкальной деятельности;

развитие театрализованной деятельности;

развитие представлений детей о человеке в истории и культуре;

развитие экологической культуры;

развитие естественнонаучных представлений детей.

- по сферам развития детей, как это определено в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), (далее в Концепции содержания непрерывного образования). Напомним, что таких сфер развития четыре, а именно:

физическое развитие;

познавательно-речевое развитие (в области естественных наук, экологии, здоровья; в сфере общественной жизни человека; основы математических представлений; основы речевой и языковой культуры);

социально-личностное развитие;

художественно-эстетическое развитие (в изобразительной деятельности и художественном конструировании; в музыкальной деятельности; в сюжетно-ролевой и режиссерской игре).

- по содержательным линиям образования (сферам взаимодействия), как это определено в Региональном (национально-региональном) компоненте дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области (далее НРК ГОС). Таких содержательных линий пять:

физическое развитие;

познавательно-речевое развитие;

социально-личностное развитие;

художественно-эстетическое развитие;

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Поощрение лучших учителей
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" с 2006 года осуществляется поддержка лучших учителей. Целью данного мероприятия является стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развитие их творческого и профессионального потенциала. Выплата дене ...

Информационные технологии в обучении иностранным языкам
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие ...

Проведение диагностики на выявление силы воли среди преподавательского состава
Целью второго исследования явилось проведение диагностики на выявление силы воли, так как развитие коммуникативной культуры требует волевых усилий. Тест взят из книги И.И.Загорецкой «Коммуникативная культура педагога и руководителя». Исследование проводилось с преподавателями саратовской школы №67 ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru