Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста

Аналитическое образование » Сенсорное воспитание детей раннего возраста » Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста

Страница 1

Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств. Обследование - это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму, пространственные отношения, цвет.

В зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить основные этапы, которые характерны для обобщенного способа обследования:

1. Восприятие целостного облика предмета.

2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (форма, величина и т. д.).

З. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа).

4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.

5. Повторное целостное восприятие предмета.

Обучение обследованию проводится с учетом возраста детей: младшим даются предметы более простые по форме (мячик, кубик, башенка), окрашенные в основные цвета, без излишних деталей; старшие могут рассматривать и анализировать все окружающие их предметы, выделять большее количество качеств (цвет, форму, вес, твердость или мягкость, фактуру материала и др.) .

Работы А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений.

Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: дидактические игры, дидактические упражнения. Определенное место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На этих занятиях воспитатель ставит перед детьми сенсорные и умственные задачи в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий (прятания и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата).

Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками. Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов, позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

Основа дидактической игры — особенности игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организация жизни детей, руководство воспитателя.

В процессе сенсорного воспитания с помощью дидактических игр можно выделить ряд этапов.

Целью первого этапа является привлечение внимания детей к этому сенсорному признаку, который должен быть освоен.

Обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках является целью второго этапа сенсорного воспитания.

В процессе такого обучения воспитатель показывает и называет само перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое было результатом обследования. На этом этапе, чтобы обеспечить отчетливое вычленение того или иного качества и отделение его от сопутствующих, целесообразно использовать прием сравнения данного качества с противоположным, которое выделяется теми же обследовательскими действиями. Ознакомив детей со способами обследования и качествами предметов, нужно организовать упражнения в выделении этих качеств.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Цели развития индивидуальности
И. Кант сформулировал положение, выражающее сущность гуманизма: человек может быть для другого только целью, но не средством. Поэтому посмотрим на ребенка не как на средство укрепления нашего государства (вспомним наши штампы: подготовка к жизни на благо общества, подготовка к защите Родины и т.п.) ...

Характеристика процесса обучения
Основной элемент успешного обучения – эффективное общение. На всех стадиях цикла обучения общение играет существенную роль. Например, для выявления потребностей слушателей в обучении преподаватель может провести с ними беседу или использовать для этой цели анкетирование. При разработке учебного кур ...

Экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами ручного творчества
Целью эксперимента является проверка выдвинутой нами гипотезы, суть которой в том, что процесс художественно-эстетического воспитания будет успешным, если процесс воспитания будет обеспечен программно-дидактическим материалом и будет создана эмоционально-комфортная атмосфера обучения детей ручному ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru