Дидактические игры и упражнения, и их значение

Страница 2

Существенно, что основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения дидактической задачи становиться не прямое указание воспитателя, а естественное для дошкольников стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры.

В основе же дидактических упражнений лежит иное начало: сенсорное обучение и воспитание осуществляются путем многократных упражнений с дидактическим, обучающим материалом, разработанным с определенной целью. Дошкольная педагогика располагает специальными материалами для упражнений в восприятии и различии величины (наборы палочек, брусков, кубов разного размера), формы (наборы плоских и объемных геометрических тел: кругов, квадратов, треугольников, шаров, кругов и т.д.), цвета (тогда выше названные материалы даются разных цветов) и др. Конструкция дидактических материалов такова, что содержит не только задачу (например, различить величину), но и подсказывает нужный способ решения.

Повторное воспроизведение, тренировка в том или ином сенсорном действии – основная цель дидактических упражнений. Эта цель так прямо и ставиться перед детьми в качестве конкретного задания-поручения воспитателя.

При ознакомлении со свойствами предметов (формой, величиной, цветом) чаще всего детям предлагают: подобрать определенным способом используемые материалы (по форме, величине, цвету); вложить геометрические фигуры в соответствующие отверстия; разложить цветные палочки по цвету, размеру и т.д.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действительно ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Кроме специальных дидактических материалов, широко используются различные наборы обычных игрушек и картинок. Они подбираются по какому-либо определенному свойству или признаку: по цвету, форме, величине и т.д. Так наборы предметов становятся дидактическими пособиями для различения цвета, формы, величины.

Много общего с рассмотренными упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками. Главным образом это игры с широко распространенными народными деревянными игрушками: матрешками, башенками, шарами, яичками, грибками и другими сборно-разборными игрушками и вкладышами. Как и дидактические материалы, они специально созданы для развития сенсорики детей, для упражнения в различении величины, формы, цвета и т.д. ; имеют такое же автодидактическое начало.

В работе с детьми надо использовать и дидактические игры и дидактические упражнения, но учитывать, когда целесообразнее решать дидактические задачи путем привлечения того или иного. Включение в дидактически организованную систему детского сада дидактических игр и упражнений значительно расширяют возможности сенсорного и умственного воспитания. Это позволяет совершенствовать занятия в целом, так как важные задачи по закреплению и формированию умений и знаний могут быть осуществлены в дидактических играх и упражнениях.

Им принадлежит серьезная учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование сенсорного опыта детей, а также на формирование у них обобщенных знаний и способов действий.

На определенном этапе формирования сенсорных процессов по мере накопления детьми чувственного опыта, представлений о форме, величине конкретных предметов в дидактических играх происходит осуществление второй части учебной функции – ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно установленными сенсорными эталонами (геометрическими фигурами и телами, цветами солнечного спектра).

Например, для формирования у детей общих представлений о цвете первоначально нужны дидактические игры и упражнения, в которых дети овладевают умением различать, узнавать и называть основные цвета солнечного спектра(красный, синий, желтый). Затем детей знакомят с дополнительными цветами.

Полученные детьми общие знания о цвете (или о форме, величине) способствуют сенсорному и умственному развитию. Используя эти знания как эталоны, как средство познания предметов, дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире.

Дидактические игры и упражнения могут выполнять еще одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.

В целях определения достижений детей в сенсорном развитии воспитатель может использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками-вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, педагог увидит уровень умений по тому, как будет действовать ребенок. Те, кто решает задачу путем хаотичных многократных проб и ошибок находятся на низком уровне. Другие дети тоже используют практические пробы, но делают это целенаправленно. Можно считать, что эти дети находятся по сравнению с первыми на более высоком уровне. И, наконец, детей можно отнести к еще более высокому уровню, если они безошибочно подбирают детали, лишь на основе зрительного соотношения.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Содержание диагностических методик
Для проверки эффективности выявленных методов в контексте личностно-ориентированного обучения в условиях уроков музыки по программе С.Л. Долгушина "Мир музыки" было проведено диагностическое обследование. Его цель заключалась в наблюдении, анализе и обобщении динамики развития учащихся в ...

Технология изображения пейзажа в зависимости от времени года
Каждое время года обладает в природе своей собственной игрой красок. Возьмем, например, синеву неба. Весной она кажется ясной и прохладной, в жаркие летние дни покрыта легкой дымкой, а ясными осенними днями сияет почти теплой голубизной. Для весенней листвы деревьев характерен свежий сияющий зелены ...

Компоненты творческих способностей
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаю­щихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельно­сти, пр ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru