Самая необходимая группа технических средств обучения, используемая на уроках русского языка,— это диапроектор, эпидиаскоп, кодоскоп (графопроектор). Каждая школа должна иметь диате-ку — набор учебных диафильмов по всем предметам, в том числе и по развитию речи. Они выписываются по каталогу диафильмов, который издается ежегодно и рассылается в почтовые отделения.
Диафильм на уроке — это прекрасная возможность использовать наглядный образ предметов или явлений действительности, показать динамику развития сюжета и на этой основе развивать устную и письменную речь учащихся.
Эпидиаскоп значительно расширяет возможности демонстрации учебного материала: диафильм, диапозитив, любой рисунок, схема, таблица, которые надо увеличить. Хорошо, когда детям не навязывают рисунок для рассказа, если они могут выбрать его сами. Например, один из трех вариантов: проецируемый на экране рисунок, иллюстрацию из учебника или из раздаточного материала. Ребят в классе немного, поэтому можно быстро решить, что нравится большинству.
Кодоскоп (графопроектор) еще не получил широкого применения в малокомплектной школе, так как еще не создан набор иллюстративного материала: кодопозитивов. Для развития речи такой материал особенно необходим, так как можно использовать по развитию речи различные варианты рисунков на одну и ту же тему.
Использование средств звукозаписи на уроках русского языка в настоящее время стало нормой, однако возможности влияния музыки на совершенствование детской речи исследованы недостаточно. Соответствующий эмоциональный настрой в процессе работы над текстом изложения, сочинения-миниатюры создает неповторимые условия раскованности, свободы выражения мысли.
Специалисты считают, что использование компьютера в обучении русскому языку даст возможность быстрее, чем это делается сейчас, развивать грамотную письменную речь школьников. В настоящее время страх перед ошибкой вызывает у детей отрицательное отношение к письменной речи. Применение системы обработки текстов позволяет преодолеть это состояние.
В ближайшем будущем, по мере расширения парка компьютеров в наших школах, учебные программы будут предусматривать обучение школьников с помощью электронно-вычислительной техники с шести лет.
Итак, обосновав классификацию методов развития речи младших школьников по дидактическим целям и используемым средствам, заметим, что во всех группах методов дидактическая цель всегда четко выражена: сообщение новых знаний, приобретение знаний, формирование умений, выработка навыков, использование ТСО.
Заметим, что поставленные дидактические цели обеспечиваются разнообразными методическими и дидактическими средствами обучения: разнообразными видами наглядности (непосредственной и опосредованной), в форме атрибутов для игр; таблицами, схемами, памятками, образцами рассуждений, рисунками, справочной литературой.
Статьи по теме:
Речевой портрет современного педагога
Каким должен быть педагог нового столетия? В общественных дискуссиях последних лет выделяются разные (нередко противоречивые) характеристики. Одно несомненно, современный педагог должен безупречно владеть родным языком. Д. С. Лихачев не раз говорил о значимости речевого портрета личности: «Вернейши ...
Иностранный язык как школьный предмет
Предмет иностранный язык, как и другие школьные предметы, решает практические образовательные и воспитательные задачи. Специфика иностранного языка как предмета состоит в практических целях его изучения , что обеспечивает учащегося владением иностранным языком как средством коммуникации. Образовате ...
План модернизации общего образования Московской области
Современное образование немыслимо без инновационных процессов, которые, по мнению ряда исследователей, являются одной из его важнейших характеристик. В программных документах, раскрывающих суть новой образовательной политики России (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г ...