Организация и методы исследования

Страница 1

По классификации Ю. К- Бабанского к первой группе методов (организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности) относятся следующие методы:

— словесные, наглядные и практические (перцептивный чувственный аспект структуры познания);

— индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетические методы (логический аспект структуры познания);

— объяснительно-репродуктивные и информационно-поисковые методы (гностичекий аспект структуры познания);

— методы управления и самоуправления познавательной деятельностью учащихся (кибернетический аспект структуры познания).

Вторая группа методов (стимулирование и мотивация учебной деятельности) включает:

— формирование познавательного интереса;

— познавательные игры;

— учебные дискуссии;

- создание ситуаций успеха;

— предъявление учебных требований;

— поощрение и порицание.

Вообще не мыслится без занимательного материала. Поэтому в начальной школе стимулирование и мотивация — своеобразный психологический фон, сопутствующий любому методу.

Методы контроля и самоконтроля (третья группа методов) в последнее время находят все большее применение в начальной школе. В малокомплектной школе без контроля, самоконтроля и взаимоконтроля учителю просто не обойтись. Самоконтроль чаще всего осуществляется с помощью различного рода предписаний, алгоритмов действий, например по памятке «Как научиться правильно списывать» и др.

Для методики обучения русскому языку в начальной школе наиболее удачной является классификация методов обучения, разработанная Т. А. Ильиной. Поскольку развитие речи в начальной школе выступает в качестве ведущего принципа, объединяющего разделы программы «Русский язык», то данная классификация будет взята нами за основу как методов развития речи, так и методов обучения младших школьников русскому языку в целом.

Первая группа методов — методы, используемые для сообщения новых знаний: объяснение, рассказ учителя. Применительно к развитию речи это может быть знакомство с новым словом, его этимологией, уточнение лексического значения уже знакомого слова, поиск способов употребления данного слова в словосочетании и предложении; установление связей лексического значения слова с его фонетической, грамматической, словообразовательной сторонами.

Необходимо заметить, что рассказ учителя в начальной школе требует большой концентрации внимания учащихся, он формирует произвольное внимание ребенка, что дает возможность подготовить его к обучению в среднем звене школы. В этом плане рассказ и объяснение, как методы обучения, несут в себе большую воспитательную и развивающую нагрузку, работая на перспективу, в «зоне ближайшего развития» ребенка, если пользоваться терминологией Л.С. Высотского.

Опорные схемы концентрируют внимание младшего школьника на главном, дают возможность отвлечься от несущественных деталей, помогают воспринять рассказ учителя (или объяснение), делают его слово доходчивым, конкретным, воспринимаемым не только слухом, но и зрением.

Итак, вторая группа мето до в — методы, используемые для приобретения новых знаний, их закрепления и выработки умений и навыков: беседа, игра, самостоятельная работа с учебником, справочной литературой, различного рода упражнения. Это самая распространенная группа методов развития речи.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Дидактические игры и упражнения, и их значение
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком. Много таких дидактических игр представлен ...

Урок истории в средней школе на тему: "Внешняя политика России в конце XIX — начале ХХ века
Познавательная, образовательная цель – формировать у учащихся представления об отношениях России со странами Запада и востока, определить причины русско-японской войны, рассмотреть ход военных действий и причины поражения России в войне, последствия войны для России. Развивающая цель – содействоват ...

Коммуникативно-ориентированный подход в обучении грамматики
В соответствии с главной целью обучения иностранным языкам, когда в качестве конечного результата рассматривается рабочее владение языком, умение использовать его в реальных ситуациях общения для достижения взаимопонимания собеседников, разрабатываются и новые направления в преподавании грамматики, ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru