Опросник «Натурафил» /авторы В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, 1989 г./ |
Методика направлена на диагностику интенсивности субъективного отношения к природе непрагматической модальности и его структуры. И может использоваться с испытуемыми в возрасте, начиная с 10-11 лет. Опросник включает 4 основные шкалы, соответствующие четырем компонентам интенсивности: когнитивному, перцептивно-аффктивному, практическому и поступочному, а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции. Каждая шкала состоит из 10 дихотомических пунктов (по принципу «да-нет»), всего – 50 пунктов. Методика диагностирует отношения к трем условным классам природных объектов: животным, растениям и биоценозам, «природе в целом». Когнитивная и практическая шкалы включают по 5 пунктов, отражающих ситуации адаптивного, приспособительного характера и по 5 пунктов, отражающих процессы преобразования и активного конструирования внешних условий, связанных с деятельностью, организованной личностью самостоятельно. В поступочной шкале сделано разграничение пунктов по активности, направленной на сами объекты природы, и активности, направленной на людей, взаимодействующих с природой. В книге Вы найдете очень подробное описание автором данной методики, вплоть до подробной разработки пунктов, психометрических характеристик методики, ключ к опроснику и сам опросник. |
Методика диагностики субъектификации природных объектов (СПО) /авторы: С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, 1993 г./ |
Методика предназначена для диагностики способности к субъектификации природных объектов. Может использоваться с испытуемыми в возрасте, начиная с 10-11 лет. Природный объект может открыться личности как субъект, если он осуществит три специфически субъектные функции: обеспечит переживания личности ее динамики на основе установления параллелизма характеристик природного объекта со своими собственными; выступи в качестве фактора, опосредствующего построение личностью ее отношений к миру; откроется в качестве субъекта (партнера) совместной деятельности и общения. Соответственно трем аспектам субъектификации методика состоит из трех субтестов, каждый из которых направлен на диагностику соответствующего аспекта. Методика состоит из 18 пунктов – по 6 в субтесте на каждый аспект субъектификации. В своей книге автор предлагает большой и малый вариант методики. |
Методика «Доминанта» /авторы: В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, 1989 г./ |
Экспресс-методика диагностики доминантности субъективного отношения к природе. Методика базируется на классификации отношений личности, разработанной А.Ф. Лазурским, который выделял 15 групп отношений к различным явлениям природы, общества, к себе и т.д. В данной методике группы объединены в девять категорий: материальные ценности, природа, окружающие люди, секс, государство, труд, нравственность, наука и искусство, я сам. Методика может применяться в основном варианте (одна серия) с испытуемыми в возрасте, начиная с 10-11 лет и в модифицированном (три серии) – с 13-14 лет. |
Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП»/авторы: В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, 1989 г. |
Методика направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы. Выделяют четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая» установка); как объект изучения, знаний («когнитивная»); как объект охраны («этическая»); как объект пользы («прагматическая»). Методика состоит из 12 пунктов, каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Методика проводится в устной форме. Минимальный возраст испытуемых – 6-7 лет |
Методика «Альтернатива» /В.А. Ясвин, 1989 г. |
Методика направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического. Обследуемому предлагается выбрать «более подходящий для него» вариант вида деятельности, что позволяет судить о характере мотивации взаимодействия с природой. Предъявляется 12 пар, описывающих различные типы деятельности, которые составлены таким образом, чтобы каждый тип мотивации встречался 6 раз. |
Потребность общества в новом качестве образования – это мощный фактор, который побуждает к изменению самих основ понимания взаимосвязи образования и развития. В классической парадигме образования решающую роль играл принцип детерминизма, выражающийся в абсолютизации роли воздействия учителя на ученика. В новых моделях образования центральное место занимает процесс со-развития или коэволюции преподавателя и учащегося. Реализуя механистический характер научного развития, классическая парадигма образования базировалась на принципах оптимизации, интенсификации, унификации учебного процесса с его стандартизацией программ и планов. Новая модель образования предполагает индетерминизм, нелинейный характер связей, многовариантность решений, коэволюцию, множество методологий и методов развития мышления, синергетизм, альтернативность, креативность учителя и ученика.
Статьи по теме:
Речевое развитие детей с умственной отсталостью
Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. ...
Специальное формирование как алгоритмических, так и
эвристических приемов умственной деятельности
Исследование процесса усвоения и применения знаний показали, что обычно учащиеся усваивают содержательную сторону знаний и непосредственно с ней связанные конкретные приемы решения довольно узкого круга задач. Лишь у школьников с высокой обучаемостью на основе решения единичных задач формируются об ...
Роль исследовательской работы в личностно-ориентированном подходе к
обучению
Важность и необходимость личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся, особенно подросткового возраста, обуславливает тенденцию перехода от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения. Активные методы обучения, не только наполняют учебно-познавательный процесс ...