Роль исследовательской работы в личностно-ориентированном подходе к обучению

Аналитическое образование » Исследовательская работа как элемент личностно-ориентированного подхода в обучении » Роль исследовательской работы в личностно-ориентированном подходе к обучению

Важность и необходимость личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся, особенно подросткового возраста, обуславливает тенденцию перехода от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения. Активные методы обучения, не только наполняют учебно-познавательный процесс новым смыслом, но и создают условия, при которых учащийся получает эффективные мотивационные стимулы, способствующие развитию его способностей, элементов творческой, познавательной активности, самостоятельности, т.е. проявлению позиции субъекта учебно-воспитательного процесса. Учитель, при этом, становится координатором, организатором деятельности обучаемого, помогает ему в овладении способами и приемами учебной деятельности, формирует навыки самооценки.

Одним из факторов личностно-ориентированного подхода учащихся являются нетрадиционные уроки, которые в практике приобретают все большее значение. Их применение интенсифицирует процесс формирования личности школьника, позволяет не только побуждать к активной учебной деятельности, но и воздействовать на её мотивационно-потребностную сферу, стимулирует познавательные интересы учащихся, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, воспитывает коллективизм, развивает творческие способности личности. Они увлекают учащихся своей необычностью проведения, приносят радость и удовлетворение учителю и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, наблюдательность и смекалку.

В условиях сокращения учебных часов методы, приемы и формы организации обучения должны идти по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения, гарантированно обеспечивать планируемые результаты. В этих условиях внедрение в практику личностно- ориентированных педагогических технологий весьма своевременно. Одна из таких технологий – проектная деятельность.

Модернизация образования предполагает приоритет подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в различных ситуациях. Ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Желание познать мир появляется у человека с рождением. И цель взрослого человека – не погасить это желание, поддержать это желание, развивать это желание. Успех познавательной деятельности зависит от мотивации. Познание на принуждении – малоэффективная деятельность. Поэтому важно, чтобы ученик был заинтересован. А познание картины окружающего мира через собственное исследование оценивается как неотъемлемая часть общего процесса познания.

Одной из составных частей профессиональной подготовки учителя-биолога является умение грамотно организовать исследовательскую работу со школьниками, привлечь их к изучению родного края с целью развития биологического мышления, воспитания осознанного и грамотного отношения ко всему живому.

Именно научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. В старших классах позволяет даже утвердиться в правильности выбора своей будущей специальности. Итак, роль исследовательской деятельности многогранна:

познавательная – стимуляция мыслительного процесса;

развивающая – развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;

воспитательная – развитие коллективизма, упорства в достижении; результатов исследования, умения отстаивать свое мнение; практика публичных выступлений;

дисциплинирующая – необходимость строгого выполнения всех методических приемов.

Учащихся к исследовательской деятельности привлекает любознательность, увлеченность, престижность. Задача учителя – обеспечить успех исследовательской работы.


Статьи по теме:

Учитель иностранного языка как организатор межкультурного общения
Языковое образование - это залог овладения культурой страны изучаемого языка. Изучение иностранного языка позволяет учащимся: 1) ознакомиться с иной социальной культурой, другими видами государственного устройства, жизнью и бытом сверстников; 2) понимать, а не оценивать сходство и различие других к ...

Формирование социальной компетентности учащихся в школе-интернате II вида для слабослышащих детей на уроках "Технологии"
Проблема трудовой и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями не перестает быть предметом особого внимания. Об этом свидетельствуют исследования А.П. Гозовой, С.А. Зыкова, В.З. Базоева, в которых отмечается, что при выборе профиля обучения необходимо учитывать перспективы даль ...

Моделирование кружковых занятий, обеспечивающих воспитание и развитие самостоятельности учащихся
Модель № 1. Тема урока: Складывание оригами на свободную тему. ОЦ: Через организацию урока обеспечить усвоение способов складывания игрушки оригами. ВЦ: Воспитывать самостоятельность. РЦ: Развивать память, мышление, ловкость. Содержание урока. I. Постановка целей и сообщение темы урока. 1.1. Сегодн ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru