Формирование социальной компетентности учащихся в школе-интернате II вида для слабослышащих детей на уроках "Технологии"

Аналитическое образование » Формирование технологической компетентности у детей с отклонениями в развитии на уроках "Технологии" в школе-интернате II вида для слабослышащих детей » Формирование социальной компетентности учащихся в школе-интернате II вида для слабослышащих детей на уроках "Технологии"

Проблема трудовой и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями не перестает быть предметом особого внимания. Об этом свидетельствуют исследования А.П. Гозовой, С.А. Зыкова, В.З. Базоева, в которых отмечается, что при выборе профиля обучения необходимо учитывать перспективы дальнейшего трудоустройства, увеличения шансов самореализоваться в изменяющихся условиях жизнедеятельности. Содержание и формы трудового образования должны развиваться, что называется, в ногу со временем.

В последние годы у людей появляется больше возможностей для появления индивидуальных способностей, приобщения к тому или иному ремеслу. Все это создает предпосылки для возрождения и развития прикладного художественного творчества.

В основу программы "Технология" для специального коррекционного учреждения II вида положена типовая программа государственного ООУ "Технология", где учтено базовое содержание трудового обучения. В целях индивидуализации и дифференциации обучения усилена коррекционная направленность, расширен профиль трудового обучения за счет введения углубленного изучения ряда разделов, позволяющих учитывать склонности интересы и возможности учащихся, материально-техническое обеспечение.

Содержание раздела "художественная обработка материалов" в программе для общеобразовательных школ предусматривает лишь ознакомление с видами декоративно-прикладного искусства, народными ремеслами. В школе-интернате для слабослышащих детей сочли возможным организовать более глубокое изучение основ обработки природного материала. Так, в 2003 году была разработана примерная программа "Декоративно-прикладное творчество. Содержание учебного материала, организация, формы и методы обучения изучались, анализировались, вносились коррективы. В целом программа составлена на основе общих положений, отражающих современный подход к организации учебного процесса. Анализ результатов деятельности учащихся позволил сделать ряд практических выводов.

Актуальность предлагаемой программы определяется ее направленностью на всестороннее развитие слабослышащих детей в разнообразных видах деятельности, в подходе к проблеме трудового профессионального обучения как первостепенной задаче ориентации учащихся на профессии народных художественных промыслов, развитию которых сейчас уделяется большое внимание. Программа составлена для учащихся 5-6 классов с учетом их возможностей.

Создание условий для всестороннего развития детей и подростков, сохранение и укрепление народных и культурных традиций России - основа государственной политики в сфере образования.

Вот некоторые предложения к разработке научно-педагогических основ обучения:

1. Разработка научно-педагогических основ внедрения примерных программ, методических и учебных пособий для коллективного, группового и индивидуального обучения художественным видам труда с учетом физических особенностей учащихся.

2. Определение оптимальных форм и методов работы по обучению и воспитанию учащихся.

3. Создание условий для формирования развития творческих способностей учащихся, возрождения, сохранения и приумножения культурного наследия народа.

4. Разработка примерных программ, учебных и справочных пособий для учащихся.

Обучение осуществляется на уроке и строится на существовавших народных традициях, национально-культурных обычаях.

Примерная программа "Декоративно-прикладное творчество"

План и содержание программы курса

Темы занятий, содержание

Кол-во часов

- Красота и мудрость народного наследия. Народные традиции - своеобразный механизм передачи духовных, интеллектуальных и материальных ценностей от поколения к поколению. Развитие народных ремесел в России

Плетение из соломы - творение, создание, древнейшее из ремесел (жатвенные обряды, предметы домашнего обихода, украшения, шедевры народных умельцев)

Художественные и физические качества соломы, злаковых растений. Заготовка соломы (срезка, просушивание, очистка, сортировка, окрашивание)

Инструменты и приспособления для работы. Технология подготовки соломы к работе. Разнообразие приемов обработки соломы. Пр. работа: подготовка соломы для последующих занятий.

Техника прямого плетения: "Шахматка", "Паркетик". Учебная работа

Техника плетения плоских плетенок: "Косичка", "Рогожка", "Зубатка", "Елочка". Учебная работа

Оформление из заготовок плетенок цветов, украшений. Практическая работа

Составление художественной композиции из выполненных цветов, украшений и прочих декоративных элементов

Аппликации из соломы. Изобразительные возможности аппликации из соломы. Технологические приемы и последовательность подготовки деталей аппликаций к работе.

Композиция элементы аппликации. Разработка сюжета, подбор элементов композиции. Целостность изображения. Стилизация изображения

Аппликация из бумаги, из соломы: нанесение штриховки на каждый элемент (на кальке); перевод деталей на кальку, нумерация, наклеивание. Практическая работа

Контурная аппликация. Практическая работа

Внешняя экспертная оценка, т.е. художественное впечатление, дизайн

Объемное плетение из соломы. Пластические и функциональные качества объемных плетенок. Возможности. техника плетения витых плетенок: - из 4-х соломин; из5-ти соломин, 6-ти и т.д. Наращивание соломин в процессе плетения

Объемное плетение. Соломенные игрушки - наиболее сложный жанр соломенной пластики. Приемы образования формы, пропорциональное соотношение частей фигуры. Воплощение в изделиях характерных особенностей, приемы декорирования

Куклы. Каркасы женских, мужских фигурок: - из одного пучка соломы; из 2-х пучков соломы; составной каркас из нескольких пучков. Изготовление кукол

Художественное оформление одежды. Дизайнерские решения

Творческое завершение работ, эстетическая, художественная оценка проекта

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

4 ч.

2 ч.

2 ч.

4 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.


Статьи по теме:

Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку
С каждым днем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся неотъемлемым средством общения для большого количества людей. Около полутора миллиарда людей, т.е. каждый четвертый житель планеты, принимает участие в образовательном, профессиональном и личном общении посредством ИКТ. Новые ...

История и классификация методов и приемов обучения литературе
Сложившиеся классификации методов и приемов обучения литературе имеют интересную историю. Ф.И. Буслаев выдвинул положение о специфике метода в школьном преподавании: «Надобно отличать ученую методу от учебной. Ученый, излагая науку, увлекается только ею одной, не обращая никакого внимания на личнос ...

Нарушения произносительной стороны речи
На начальных этапах становления логопедии как науки, она не располагала собственной классификацией нарушений речи, полностью принимая медицинскую классификацию речевых расстройств. Одним из первых проанализировал медицинскую классификацию речевых расстройств и, проанализировав их с точки зрения реч ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru