Проблема трудовой и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями не перестает быть предметом особого внимания. Об этом свидетельствуют исследования А.П. Гозовой, С.А. Зыкова, В.З. Базоева, в которых отмечается, что при выборе профиля обучения необходимо учитывать перспективы дальнейшего трудоустройства, увеличения шансов самореализоваться в изменяющихся условиях жизнедеятельности. Содержание и формы трудового образования должны развиваться, что называется, в ногу со временем.
В последние годы у людей появляется больше возможностей для появления индивидуальных способностей, приобщения к тому или иному ремеслу. Все это создает предпосылки для возрождения и развития прикладного художественного творчества.
В основу программы "Технология" для специального коррекционного учреждения II вида положена типовая программа государственного ООУ "Технология", где учтено базовое содержание трудового обучения. В целях индивидуализации и дифференциации обучения усилена коррекционная направленность, расширен профиль трудового обучения за счет введения углубленного изучения ряда разделов, позволяющих учитывать склонности интересы и возможности учащихся, материально-техническое обеспечение.
Содержание раздела "художественная обработка материалов" в программе для общеобразовательных школ предусматривает лишь ознакомление с видами декоративно-прикладного искусства, народными ремеслами. В школе-интернате для слабослышащих детей сочли возможным организовать более глубокое изучение основ обработки природного материала. Так, в 2003 году была разработана примерная программа "Декоративно-прикладное творчество. Содержание учебного материала, организация, формы и методы обучения изучались, анализировались, вносились коррективы. В целом программа составлена на основе общих положений, отражающих современный подход к организации учебного процесса. Анализ результатов деятельности учащихся позволил сделать ряд практических выводов.
Актуальность предлагаемой программы определяется ее направленностью на всестороннее развитие слабослышащих детей в разнообразных видах деятельности, в подходе к проблеме трудового профессионального обучения как первостепенной задаче ориентации учащихся на профессии народных художественных промыслов, развитию которых сейчас уделяется большое внимание. Программа составлена для учащихся 5-6 классов с учетом их возможностей.
Создание условий для всестороннего развития детей и подростков, сохранение и укрепление народных и культурных традиций России - основа государственной политики в сфере образования.
Вот некоторые предложения к разработке научно-педагогических основ обучения:
1. Разработка научно-педагогических основ внедрения примерных программ, методических и учебных пособий для коллективного, группового и индивидуального обучения художественным видам труда с учетом физических особенностей учащихся.
2. Определение оптимальных форм и методов работы по обучению и воспитанию учащихся.
3. Создание условий для формирования развития творческих способностей учащихся, возрождения, сохранения и приумножения культурного наследия народа.
4. Разработка примерных программ, учебных и справочных пособий для учащихся.
Обучение осуществляется на уроке и строится на существовавших народных традициях, национально-культурных обычаях.
Примерная программа "Декоративно-прикладное творчество"
План и содержание программы курса
Темы занятий, содержание |
Кол-во часов |
- Красота и мудрость народного наследия. Народные традиции - своеобразный механизм передачи духовных, интеллектуальных и материальных ценностей от поколения к поколению. Развитие народных ремесел в России Плетение из соломы - творение, создание, древнейшее из ремесел (жатвенные обряды, предметы домашнего обихода, украшения, шедевры народных умельцев) Художественные и физические качества соломы, злаковых растений. Заготовка соломы (срезка, просушивание, очистка, сортировка, окрашивание) Инструменты и приспособления для работы. Технология подготовки соломы к работе. Разнообразие приемов обработки соломы. Пр. работа: подготовка соломы для последующих занятий. Техника прямого плетения: "Шахматка", "Паркетик". Учебная работа Техника плетения плоских плетенок: "Косичка", "Рогожка", "Зубатка", "Елочка". Учебная работа Оформление из заготовок плетенок цветов, украшений. Практическая работа Составление художественной композиции из выполненных цветов, украшений и прочих декоративных элементов Аппликации из соломы. Изобразительные возможности аппликации из соломы. Технологические приемы и последовательность подготовки деталей аппликаций к работе. Композиция элементы аппликации. Разработка сюжета, подбор элементов композиции. Целостность изображения. Стилизация изображения Аппликация из бумаги, из соломы: нанесение штриховки на каждый элемент (на кальке); перевод деталей на кальку, нумерация, наклеивание. Практическая работа Контурная аппликация. Практическая работа Внешняя экспертная оценка, т.е. художественное впечатление, дизайн Объемное плетение из соломы. Пластические и функциональные качества объемных плетенок. Возможности. техника плетения витых плетенок: - из 4-х соломин; из5-ти соломин, 6-ти и т.д. Наращивание соломин в процессе плетения Объемное плетение. Соломенные игрушки - наиболее сложный жанр соломенной пластики. Приемы образования формы, пропорциональное соотношение частей фигуры. Воплощение в изделиях характерных особенностей, приемы декорирования Куклы. Каркасы женских, мужских фигурок: - из одного пучка соломы; из 2-х пучков соломы; составной каркас из нескольких пучков. Изготовление кукол Художественное оформление одежды. Дизайнерские решения Творческое завершение работ, эстетическая, художественная оценка проекта |
2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 4 ч. 2 ч. 2 ч. 4 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. |
Статьи по теме:
Рекомендации по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения
родителей на уроках естественно-географического цикла
Исходя из изученного и представленного в данной работе теоретического материала и результатов диагностики, можно определить ряд рекомендаций для учителя по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на уроках естественно-географического цикла. Повышение мотивации обучени ...
Аспекты изучения английского языка
Основываясь на данных прагмалингвистики и взяв во внимание изменившийся статус иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, все психологические особенности обучения иностранному языку старшеклассников группируются вокруг необходимости усиления прагматических аспек ...
Знаки препинания
В школе изучают 10 знаков препинания. С членением предложения связаны классы знаков препинания: 1) одинаковые в позиции середины предложения (, ; – : … в функции разрыва предложения); 2) парные (двойная запятая и двойное тире, скобки и кавычки) с членением текста связаны классы знаков препинания; 3 ...