Особенности развития дошкольников с ОНР

Страница 1

Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. В термине общее недоразвитие речи констатируется то, что речевая функция неполноценна целиком. Отмечается несформированность всех систем языка – фонематической, лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях).

Фонетические нарушения характеризуются:

Отсутствием звуков речи.

Недифференцируемым произношением звуков речи.

Заменами звуков.

Нестойким употреблением звуков в разных словах.

Лексические нарушения характеризуются:

Бедностью предметного словаря. Это проявляется в незнании слов ближнего

обихода, частей предметов, поэтому дети не могут назвать по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов.

Ограниченностью использования и подбора прилагательных, глаголов.

Трудностью использования антонимов.

Недостаточным употреблением в словаре обобщающих понятий.

Слоговые нарушения характеризуются:

Ошибочностью в передаче слоговой структуры слов. Дети при произношении слогов допускают: перестановку слогов, добавляют лишние слоги, сокращают слова так, вместо балерина - барелина, вместо универмаг - унимак.

Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.

Р.Е. Левина с сотрудниками разработала периодизацию проявлений общего недоразвития речи (ОНР): от полного отсутствия речевых средств общения (первый уровень речевого развития) до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития (третий уровень). Переход с одного уровня на другой определяется повышением речевой активности, появлением новых языковых возможностей. Индивидуальный темп продвижения ребенка зависит от тяжести первичного дефекта и его формы.

За последние годы медицинская и педагогическая статистика, а также непосредственная практика работы в дошкольных учреждениях подразделяют ОНР по клиническому составу на три основные группы:

неосложненный вариант общего недоразвития речи, когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение нервной системы и недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается «малыми неврологическими дисфункциями»;

осложненный вариант общего недоразвития речи, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов;

грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во­просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест­вует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с са­мого р ...

Продуктивное и репродуктивное мышление
Хотя мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда включает в себя элементы продуктивности, удельный вес ее в процессе мыслительной деятельности может быть различным. Там, где удельный вес продуктивности достаточно высок, говорят о собственно продуктивном мышле ...

Принципы и методы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха
Основными принципами психолого-педагогического изучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха являются следующие. Комплексный характер изучения детей раннего и дошкольного возраста Комплексный подход предусматривает различные направления в диагностике отклонений в развитии: медик ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru