Упражнения с исключением зрительного контроля

Страница 3

Упражнения, развивающие чувство ритма, представляют собой варианты тренировочных упражнений в воспроизведении различных ритмических структур и серий ритмических структур. Данный комплекс включает 3 этапа. На первом этапе тренируется воспроизведение ритма по звуковому образцу. Второй этап — воспроизведение ритма по графическому образцу. На третьем этапе выполняются упражнения, направленные на тренировку графической записи ритма по звуковому образцу.

Четвертый комплекс двигательных упражнений составляют артикуляционные упражнения, выполняемые сериями, ритмично, под счет. Можно ритмизировать любой комплекс упражнений, рекомендуемый как подготовительный к постановке того или иного звука речи.

Тактическое письмо

Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический (тактический) прием (метод тактирования), т.е. письмо под счет.

Обучение письму по системе Д.Б. Эльконина основано на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекционный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы.

Обучение тактированному письму состоит из трех этапов.

Первый этап включает выполнение следующих упражнений: обводка под счет заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку; обводка под счет заготовленных образцов рукописных слогов через прозрачную кальку.

На втором этапе учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох), и обводят словосочетания под счет через прозрачную кальку.

Третий этап включает следующие упражнения: обводку под счет предложений через прозрачную кальку, стихов и микротекстов. На основании этих рекомендаций составлена рабочая тетрадь для формирования графо-моторного компонента письма, предназначенная для работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы.

Упражнения на развитие мелкой моторики

Результаты исследований указывают на то, что состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения письменной речью и графо-моторную компетентность. В формировании и коррекции этих навыков важно развитие мелкой моторики, которое предполагает работу над координацией движений пальцев рук.

а) массаж и самомассаж рук (с мячом - ежиком)

Например:

Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)

Взад-вперед его гоняю, (смена рук)

Им поглажу я ладошку, (соответственно)

Будто я сметаю крошку, (смена рук)

И сожму его немножко, (соответственно)

Как сжимает лапу кошка (смена рук)

Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)

И другой рукой начну (смена рук)

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук, (переброс мяча)

б) Пальчиковые игры

Очень эффективны и любимы детьми пальчиковые игры, особенно те, где пальцевые движения сопровождаются стихотворным текстом.

Например: соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой. Затем – большой палец левой руки с указательным пальцем правой руки и проговаривают стишок:

Наши пальчики, как ноги,

Побежали по дороге.

Очень быстро мы бежали,

Но споткнулись и упали.

Также развитию мелкой моторики помогает разнообразная предметная деятельность (застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка на рамках, игры с мозаикой, конструктором, пробками, перебирание круп зерен и т.д.) тоже способствует развитию мелкой моторики.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Из опыта работы педагогов
Развитие системы образования происходит в непрерывном взаимодействии педагогической науки и образовательной практики. Оригинальные подходы к обучению, использование новых методик и технологий, педагогические находки учителей дают широкую возможность изучения, анализа и использования в своей практич ...

Общая структура и характеристика темы базы данных в профильном курсе информатики
Обучение школьников работе с базами данных напрямую связано с решением задачи подготовки к труду, продолжению образования, а именно формируются представления о роли и месте компьютерной техники в современном и будущем обществе, об основных закономерностях обработки информации с помощью компьютера ( ...

Преддипломная практика
Цели и задачи практики. Преддипломная практика проводиться на передовых предприятиях и в организациях, а также в научных подразделениях института с целью предоставления возможности студентам собрать фактический материал по производственной деятельности предприятия или организации для использования ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru