количество страниц, рисунков, формул во всем учебнике или в отдельных темах, приходящееся на 1 ч времени, отведенного программой для их изучения (к=4).
Реализацию требования систематичности и последовательности изложения материала можно оценить следующими показателями:
четкостью рубрикации учебника (к=3);
соответствием ее программе (к=4);
соответствием последовательности изложения материала темы в учебнике и программе (к=5);
равномерностью распределения объема материала между темами учебника (к=4).
Проверить степень выполнения этого показателя качества можно путем сравнения двух коэффициентов:
отношения количества страниц в учебнике к количеству часов, отводимых на изучение курса (К1);
отношения количества страниц по теме к количеству часов, отведенных на ее изучение (К2).
Анализируя выделенные дидактические требования и пути их реализации в учебниках, можно увидеть, что по целому ряду из них трудно дать обобщающую оценку всего учебника. Поэтому целесообразно выделенные показатели разбить на две группы: показатели, характеризующие учебник в целом, и показатели, характеризующие отдельные его разделы.
Первая группа показателей включает в себя оценку внешнего оформления учебника (к=3), четкость структуры (к=3), соответствие его рубрикации программе (к=4), равномерность распределения материала по темам (к=4).
Остальные показатели относятся ко второй группе, и степень их воплощения в учебниках определяется применительно к отдельным, основным темам программы.
Такой подробный и тщательный сравнительный анализ учебников рекомендуется проводить молодым преподавателям, малознакомым с существующей учебной литературой по предмету.
Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования.
Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя.
Решая задачи, связанные с анализом содержания учебников, необходимо учитывать следующие:
выявление связей между понятиями и утверждениями, которые используются в данном изложении;
определение основных знаний и навыков, на которые ориентировался автор, отбирая и организуя учебный материал;
определение возможных ошибок со стороны учащихся и продумывание путей их предупреждения;
определение характера изложения темы, целей выполнения соответствующих упражнений учебника, планирование отдельных этапов методики изучения составляющих данную тему вопросов;
определение развивающих и воспитательных целей, которые можно реализовать, основываясь на данном учебном материале.
Из всех видов анализа органолептический метод является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника.
Целью применения данного метода является установление:
возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;
глубины и качества изложения материала в различных темах учебника;
необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополнительного материала;
рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и отдельными его разделами, в состав которых входят аннотирование текста, составление плана изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.
Использование преподавателем различных видов учебных методических задач способствует более качественной подготовке будущих учителей
Сущность данного метода состоит в том, что преподаватель, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными качественного анализа, он выбирает лучший учебник.
Такой подробный и тщательный сравнительный анализ учебников рекомендуется проводить молодым преподавателям, малознакомым с существующей учебной литературой по предмету. По мере накопления опыта происходит свертывание намеченной последовательности анализа, оценка учебников производится по обобщенным качественным характеристикам, включающим оценку содержания материала, его построения и оформления.
Статьи по теме:
Обследование фонетической стороны речи
Обследование произношения звуков При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных. У детей-олигофренов произношение одного и того же звука речи часто является не одинаковым. Это зависит от структуры ...
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития ...
Особенности развития речи детей с нарушениями слуха
Глухие дети, не имеющие дополнительных нарушений, к 6—7 годам достигают психического развития, по ряду показателей близкого к нормальному. Они хорошо владеют произвольной деятельностью, направленной на выполнение тех заданий, которые предлагает им взрослый и которые требуют от них сосредоточия вним ...