Люди всегда пытались избежать неопределенности своего будущего. Неопределенность завтрашнего дня пугала человека, порождала у него чувство неуверенности в себе и своих возможностях, сковывала его физические и духовные силы. Человек всячески — с помощью научных методов и на основе предсказаний гадалок и шаманов — стремился ранее и стремится сейчас прорваться за пределы горизонта дня сегодняшнего. В своем сознании он старается предвосхитить и предвидеть ситуацию завтрашнюю, чтобы сделать ее более предсказуемой и управляемой. Это стремление характерно не только для жизни человека или человечества в целом, но и для отдельных видов человеческой деятельности. Не случайно в «Капитале» К. Маркс подчеркнул следующее: «Пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, уже построил ее в своей голове».
Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и все соответствующее данному процессу многообразие документов, называемых планами. И сейчас трудно представить жизнедеятельность образовательного учреждения без перспективного и календарного плана работы учебного заведения, без плана подготовки и проведения школьного мероприятия. Без рабочего плана руководителя учреждения и его заместителей, без плана работы с родителями и ученическим самоуправлением, без плана повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогов, без плана воспитательной работы в классе и т.п.
Успешное решение сложных и ответственных задач воспитания во многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, их педагогической культуры, от знания закономерностей, принципов и методов воспитания. На современном этапе в воспитательной работе учителя встречается больше трудностей, чем в организации учебной деятельности школьников. Так, в педагогической деятельности распространены трудности при постановке и решении педагогических задач, выражающиеся в следующем: учитель не умеет сбалансировать обучающие задачи с развивающими и воспитывающими, допуская упущение воспитательных задач; учитель видит каждую педагогическую задачу отдельно, как не связанную с другими; не видит отсроченного результата решения педагогических задач, вследствие чего плохо планирует учебно-воспитательный процесс.
Педагоги часто не осознают затруднений в педагогической деятельности. Об этом с уверенностью можно говорить, имея в виду деятельность по проектированию учебного процесса. Так, исследования показывают, что педагогам легче строить отдельные конкретные занятия и мероприятия, чем проектировать весь процесс в целом (четко формулировать цели, выбирать содержание, средства воздействия и проверки достижения цели). В этом случае педагоги не всегда понимают целесообразность этой деятельности.
Результаты самооценки аналитических, прогностических, организаторских и коммуникативных умений педагогами школ России показали, что около 61% учителей затрудняются при диагностировании личности и коллектива, 48% испытывают затруднения при проведении индивидуальной работы с детьми, 62% не умеют анализировать свою работу,64% затрудняются при проектировании и планировании развития качеств личности ученика. Все это свидетельствует о недостаточности выработанных конструктивных и организаторских умений, о слабой ориентации на изучение индивидуальных и возрастных особенностей школьников.
В начале 90-х годов двадцатого столетия понятие «воспитание» стало гораздо реже употребляться в педагогической лексике. В те годы начался дидактический бум, в ходе которого обучение должно было вытеснить воспитание из стен учебного заведения.
Актуальность исследования. В настоящее время ситуация начинает меняться. Федеральное министерство образования разработало и утвердило программу развития воспитания в системе образования России, появилось несколько научных концепций воспитания учащейся молодежи, стали чаще обсуждаться проблемы воспитательной деятельности на педагогических конференциях и совещаниях, возросло количество публикаций по вопросам теории и методики воспитания.
Однако при всей их ценности приходится констатировать, что остаётся много спорных и нерешённых вопросов, связанных с недостаточной разработанностью проблемы, с различными точками зрения на технологии планирования воспитательной работы в школе. Это и обусловило выбор темы дипломного исследования.
Объектом исследования является воспитательная работа в школе.
Предмет исследования – технологии планирования воспитательной работы в школе.
Цель исследования – теоретическое обоснование и апробация педагогических условий планирования воспитательной работы в школе.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Исследовать категории понятий и форм планирования воспитательной работы в школе.
2.Рассмотреть основные аспекты технологии коллективного планирования.
3. Осветить состояние практики планирования воспитательной работы в школе.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы по технологии планирования воспитательной работы в школе.
Приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы, что технологии планирования воспитательной работы в школе строятся с учётом индивидуальных психологических и возрастных особенностей учащихся и направлены на воспитание всесторонне развитой личности.
Методологические основы исследования: в ходе исследования использовалась методика вариативно-модельного подхода к технологии планирования воспитательной работы в школе, которая включает в себя следующие методы и приёмы: описательный метод (приёмы наблюдения, сопоставления, обобщения), метод анализа, метод моделирования, проектирования и прогнозирования педагогических явлений и процессов.
Научная новизна исследования состоит в комплексном, системном, научном подходе к технологии планирования воспитательной работе в школе.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике воспитательной работы в современной общеобразовательной школы.
Статьи по теме:
Специальное формирование как алгоритмических, так и
эвристических приемов умственной деятельности
Исследование процесса усвоения и применения знаний показали, что обычно учащиеся усваивают содержательную сторону знаний и непосредственно с ней связанные конкретные приемы решения довольно узкого круга задач. Лишь у школьников с высокой обучаемостью на основе решения единичных задач формируются об ...
Целевые установки в урочной и внеурочной работе
Роль практических целей на уроках иностранного языка определяет и практическую целевую установку во внеурочной работе. Важно для каждого ученика найти задания, выполнение которых вызывает у них чувство удовлетворения, удовольствия. В предлагаемых нами изданиях на уроках и вне его учащихся привлекае ...
Дошкольное образование в системе современного российского образования
История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.), с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования. Например, в свя ...