Результаты эффективности воспитательного процесса в классе являются одним из разделов плана классного руководителя. Необходимость включения этого раздела в план работы классного наставника объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей достаточно сложной и трудоемкой деятельности учителя и его коллег.
При изучении процесса и результатов развития личности учащихся мы воспользовались диагностическими разработками ученых. Например, хорошей подсказкой педагогу является разработанная профессором Н.Ф. Масловой диагностическая схема «Общий уровень развития личности школьника».
В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса в классе были избраны:
а) развитие личности учащихся;
б) формирование классного коллектива:
в) наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе.
Исследование проводилось параллельно в экспериментальной группе А и в экспериментальной группе Б. Исследование проводилось в групповом и индивидуальном режиме, в равных условиях, в привычной обстановке.
В ходе исследования были использованы методы наблюдения, тестирования.
Исходя из гипотезы, исследование было спланировано следующим образом
1 этап- исследование межличностных взаимоотношений и установление социального статуса каждого подростка в группе.
2 этап- изучение самооценки.
3 этап- анализ, обработка, интерпретация итогов исследования.
Социометрический эксперимент проводился в групповой форме. Учащимся была изложена тема и цель исследования, дано описание и устная инструкция. Все участники эксперимента были открыты и проявили желание участвовать в эксперименте. В инструкции были подчеркнуты следующие моменты каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух.
Участники эксперимента имели достаточно времени для обдумывания ответов. В комнате во время эксперимента не присутствовали посторонние. Ребятам была дана гарантия неразглашения.
Обработка результатов социометрического изучения подростковой группы осуществляем следующим образом: в заготовленных социометрических таблицах, мы фиксируем выборы подростков. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым подростком, и находим взаимные выборы, которые подсчитываем и записываем.
Далее результаты экспериментов оформляем графически в виде карт групповой дифференциации. Вначале чертим четыре концентрические окружности, делим их диаметром пополам. Справа располагаем мальчиков, слева – девочек. Мальчиков изобразим в виде треугольников, девочек в виде кружков. Размещение подростков на социограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности будут находиться дети, получившие 5 и больше выборов – 1 группа, второй круг – 2 группа – 3-4 выборов; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг – ни одного выбора.
Потом, соединив линиями выбора подростков, мы увидим характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления “неразделенной любви”.
Следующий этап работы – определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:
а) социометрический статус подростка в системе межличностных отношений.
Статус подростка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 – “лидеры”: 5 и более выборов,
2 – “предпочитаемые” - 3-4 выбора,
3 – “принебрегаемые” - 1-2 выбора,
4 – “отверженные” - 0 выборов.
1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать, насколько благоприятен статус каждого подростка в группе. Иными словами, насколько подросток желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.
б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство подростков группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе подростков с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства подростков в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;
Статьи по теме:
Упражнения, направленные на формирование
пунктуационного навыка, и методика работы с ними
Основными условиями формирования пунктуационного навыка являются: 1. систематическая работа над совершенствованием навыка выразительного чтения (соблюдение правильной интонации, логического ударения и т.п.); 2. усвоение синтаксических знаний, связанных с предложением и текстом; систематическое выпо ...
Профессионально-ориентационная работа юннатского движения на примере рДЭБЦ мо кбр
В настоящий период, когда уже определена стратегия развития учреждений системы дополнительного образования эколого-биологического профиля, деятельность РДЭБЦ, как республиканского координационного центра, ведется по многим направлениям. Прежде всего, это программно методическая и информационная под ...
Профессиональная ориентация школьников как одна из задач трудового
воспитания школьников
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Целью трудового ...