Существенные изменения в среднем школьном возрасте претерпевают мышление, память, внимание. Нарастает умение организовывать и контролировать свои психические функции, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
Нельзя сказать, что у подростка память "вообще" лучше развита, чем у младшего школьника, хотя в подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Но умение подростков организовать мыслительную работу по запоминанию определенного материала, умение владеть средствами запоминания, развито в гораздо большей степени, чем у младших школьников. Подростки начинают сознательно применять специальные приемы запоминания. Запоминая, производят специальную мыслительную работу сравнения, систематизации, классификации. Увеличивается быстрота запоминания и объем материала, хранящегося в памяти. Механическое запоминание все больше уступает место логическому, осмысленному, улучшается продуктивность памяти. Если раньше школьники, как правило, старались запоминать материал дословно, то теперь подросток часто протестует против требования учителя запомнить наизусть (определение, закон), а склонен воспроизводить материал "своими словами" (и не всегда точно). Учитывая эти особенности, учителю необходимо:
во-первых, учить подростка правильным приемам логического запоминания (умению производить смысловую группировку, выделять опорные мысли для запоминания, правильно строить повторения, составлять схематический план текста и т.д.);
во-вторых, следует объяснить необходимость точного запоминания определений или законов;
в-третьих, вырабатывать у школьников умение точно пересказывать содержание своими словами.
Организуя процесс запоминания (в частности, в домашних условиях), подросток результативность своего запоминания обычно проверяет узнаванием. Запомнив, он просматривает текст, убеждается, что все ему знакомо, и ему кажется, что он "все знает". Но учитель требует воспроизведения, а узнать материал и воспроизвести его - процессы разные.
Наконец, особенностью памяти подростка является установление более сложных ассоциаций, связь нового материала со старым, включение нового в систему знаний. От образования отдельных ассоциаций, которые были характерны для младшего школьника, подросток переходит на более высокий уровень - уровень формирования внутрипредметных ассоциаций (отражающих систему знаний внутри учебного предмета), а в конце возраста создаются условия для перехода на высший уровень - межпредметных ассоциаций. Это обеспечивает связь материала разных учебных предметов, понимание общности, единства знаний, даваемых различными науками.
Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой стороны, обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости. Все зависит от условий работы, содержания материала, настроения и психического состояния самого ученика, от его отношения к работе. Избирательность внимания, т.е. различная его характеристика в зависимости от объекта и степени интереса к нему, у подростка очень ярко выражена. Невнимательный и рассеянный на одном уроке (нелюбимом), ученик может исключительно собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь, работать на другом.
Исследования показали, что в подростковом возрасте заметно увеличивается объем внимания, а также способность к переключению внимания с одной операции на другую, с одного вида деятельности на другой. В отличие от младшего школьника для подростка обычно не требуется какой-то особой психологической подготовки для перестройки деятельности.
Самый лучший способ организации внимания связан не с применением учителем каких-либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у подростка не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны так захватить подростка, что он с увлечением работает весьма продолжительное время. Причем интересное для подростка - это не всегда просто занимательное. Содержательные занятия с периодическим переключением с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.
Статьи по теме:
Развитие культуры и образования в период феодальной раздробленности и
культурной изоляции
В XIV—XV вв. в среде посадского населения Новгорода, Пскова, а затем и Москвы появляются еретические движения, получившие название движения стригольников и жи-довствующих. Основателем первого являлся дьякон Карп, бывший, по-видимому, одновременно цирюльником. О взглядах стригольников можно судить п ...
Сказка как один из приемов формирования грамматических навыков
Уже не однократно мы говорили о том, что для того чтобы состоялось адекватное осознание учеником конкретного грамматического явления, учитель стремится как можно полнее и точнее раскрыть значение новой грамматической конструкции, обратить внимание на ее особенности и формы, продемонстрировать употр ...
Сущностная характеристика понятия межкультурной компетенции
На сегодняшний день общепризнанным является тот факт, что от качества образовательной деятельности, от уровня образованности населения в значительной степени зависит способность страны сохранить свою независимость и быть конкурентоспособной в экономическом, социальном и культурном плане. Как за руб ...