В среднем школьном возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Достигнутый в младшем школьном возрасте уровень развития мышления позволяет подростку успешно и систематически изучать основы наук. Содержание изучаемых предметов и логика построения учебных курсов требуют нового характера усвоения знаний, опоры на самостоятельное мышление, способности абстрагировать и обобщать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать.
Особенно важно для процесса развития обобщенного и рассуждающего мышления преподавание математики. Начало систематического изучения алгебры стимулирует переход к более высокому уровню обобщения, который связан с обобщением обобщения, пли двойной абстракцией (арифметика есть абстрагирование числа от предмета, алгебра - абстрагирование от конкретных чисел). Изучение геометрии развивает умение рассуждать, доказывать, строго логически аргументировать.
Для подростков характерно заметное развитие критичности мышления. Подросток, в отличие от младшего школьника, не склонен слепо полагаться только на авторитет учителя или учебника. Он стремится иметь собственное мнение, свои взгляды и суждения, критически относится к материалу, который раньше не вызывал у него ни раздумий, ни сомнений, находит "ошибки" в тексте учебника или суждениях учителя, хочет убедиться в справедливости той или иной мысли, того или иного положения, суждения. Само по себе это весьма ценное качество мышления, и его нужно всячески развивать.
Важной особенностью у школьников подросткового возраста является формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Как говорят психологи, подростковый возраст сенситивен (благоприятен) для развития такого мышления. Апелляция учителя к уму подростков, доверие к их интеллектуальным возможностям как нельзя больше соответствуют возрастным особенностям личности подростков, так как это означает высокую оценку их интеллектуальных сил.
Поэтому следует всячески стимулировать самостоятельное творческое мышление подростков, для чего полезно чаще ставить их перед необходимостью самостоятельно сравнивать различные объекты, находить в них сходное и различное, делать обобщения и выводы. Также учитель должен стараться так организовать занятия с подростками, чтобы перед ними чаще возникали проблемы различной сложности, чтобы побуждать их к самостоятельному решению этих проблем.
Именно в среднем школьном возрасте под влиянием учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений, под влиянием изучения основ наук начинают формироваться и ярко проявляться способности подростков к тем или иным видам деятельности. Конечно, проявления способностей наблюдаются и в младшем школьном возрасте и даже в дошкольном, но по-настоящему начинают они развиваться (имеется в виду относительно быстрое и легкое овладение соответствующими умениями и навыками, достижение объективно высоких результатов) именно в подростковом возрасте. Это объясняется тем, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, формируется сознательное, активное отношение к окружающему, развивается самостоятельное, творческое мышление.
Необходимо сказать и о возрастных особенностях трудовой деятельности подростков. Как правило, подростки очень охотно занимаются трудом.
Во-первых, в этом выражается такая яркая возрастная черта подростков, как активность.
Во-вторых, в серьезном труде они получают возможность реализовать формирующееся у них чувство взрослости, а этой возможностью подростки очень дорожат.
В-третьих, труд обычно проходит в коллективе, а для подростка значение жизни и деятельности в коллективе очень велико.
Таким образом, трудовая деятельность подростков - это деятельность, в полной мере отвечающая их возрастным особенностям и потребностям. В коллективном труде формируются очень ценные в общественном отношении качества личности подростков - целеустремленность, коллективизм, настойчивость, трудолюбие, инициативность.
Задачи учителей - развивать уже проявившиеся способности, создавать условия для активного формирования интересов и способностей всех школьников. Это можно делать и на уроках, и во внеклассной работе, в различных кружках, секциях, устраивая олимпиады, конкурсы и в порядке индивидуального общения. Воспитательная работа со школьниками среднего возраста - важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами.
Статьи по теме:
Методы развития творческого воображения
Окно, является очень древней системой, которая сопровождает человека с самого раннего этапа его развития. Человечество не помнит, кто изобрел окно, которое за свою историю прошло путь от дырки в стене или потолке до пластиковых окон со стеклопакетами, наполненными инертным газом. Окно, по определен ...
Технологическая практика
Цели и задачи практики. Цель практики – закрепление и расширение теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, расширения технического кругозора студентов; длительное ознакомление с производством; воспитание у будущих инженеров чувства уважения к производственному труду рабоч ...
Воспитательная работа в школе
В настоящее время класс состоит из 29 человек, из них 21- девочки, а 8 человек – мальчики. Все дети разные. К каждому необходим индивидуальный подход. В классе к 9 классу сложился коллектив, но существуют группы детей по интересам и складу характера. Успеваемость класса средняя (% качества знаний – ...