При выборе возраста детей мы исходили из социально-психологических данных, полученных в работах Я. Л. Коломинского и Т. А. Репиной, свидетельствующих о том, что к старшему дошкольному возрасту (по сравнению с младшим и средним) взаимоотношения детей приобретают относительную устойчивость, дифференцированность и все большую роль в формировании личности ребенка начинает играть эмоциональное благополучие в системе отношений социального окружения. В этом возрасте можно также наблюдать определенную стабильность статусных отношений и объединений детей.
В процессе нашего исследования, которое состояло из обширного констатирующего эксперимента, нами была поставлена следующая цель: выявить влияние ценностных ориентаций педагогов старшей и подготовительной групп на развитие межличностных отношений в данных возрастных группах.
Наш эксперимент состоял из трех этапов:
1. Этап. Цель: Изучение ценностных ориентаций педагогов старшей и подготовительной групп, а также узких специалистов, работающих с детьми этих групп – музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию.
В качестве диагностического инструмента для выявления доминирующих жизненных целей и ценностных ориентаций педагогов нами были взяты:
«Опросник терминальных ценностей» И. Г. Сенина (ОТеЦ).
Цель данной методики: определить иерархию ценностных ориентаций педагогов и выявить преобладающие сферы их жизнедеятельности.
Результаты проведенных исследований мы представили в таблице № 5, 6.
Параметры для диагностики:
Ценностные ориентации: собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, личные достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности.
Жизненные сферы: сфера профессиональной жизни, сфера обучения и образования, сфера семейной жизни, сфера общественной жизни, сфера увлечений.
Метод наблюдения за педагогами в течение дня.
Цель данных наблюдений: Выявить особенности общения педагога с детьми, определить мотивы поведения педагога.
Параметры для наблюдений: частота обращений педагога к детям той или иной подгруппы, выделение определенных категорий детей, эмоциональность в общении с детьми, проявление интереса к деятельности детей различных объединений и т. д.
2. Этап. Цель: Изучение особенностей межличностных отношений детей в старшей и подготовительной группах – проявление просоциальности, эмоциональной причастности к сверстнику, наличие популярных и непопулярных детей в группе и выявление устойчивых стабильных отношений между детьми.
На данном этапе мы использовали следующие методики:
Метод социометрии «У кого больше», разработанный Я.Л. Коломинским.
Цель: Определить статусные категории детей в старшей и подготовительной группах.
Параметры для диагностики:
а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.
б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).
в) индекс изолированности (ИИ).
Одномоментные срезы наблюдений за детьми.
Автор: Т. А. Репина
Цель: определение состава и устойчивости образующихся микрообъединений детей в период свободного общения и на прогулках.
Срезы проводились трижды, с интервалом в 1-2 мин., через 5-7 мин. в одних и тех же условиях, количество проведенных нами срезов – 30, что является наиболее оптимальным.
Параметры для диагностики: частота объедений детей, длительность или устойчивость, состав объедеинений.
Рисуночный тест «Мой друг».
Автор: Е.А. Панько.
Цель: Изучение выражения в рисунке отношения к сверстнику.
Метод проблемных ситуаций («Открытки», «Палочки», «Строители», «Лото»).
Цель: выявление эмоционально-практического аспекта отношений детей (просоциальность действий, эмоциональная причастность к сверстнику).
Параметры для диагностики: наличие колебаний при выборе, вовлеченность в действия сверстника, реакция на замечания сверстнику взрослым, просоциальные действия.
Рисуночный тест «Дом-дерево-человек».
Автор: Дж. Бака
Цель: Выявление наличия проблем у ребенка, влияющие на отношения с другими детьми.
Данная методика позволит нам определить проблемные формы межличностных отношений, так как представленная в теоретической части динамика развития этих отношений далеко не всегда реализуется.
Этап. Цель: Анализ влияния ценностных ориентаций педагогов на особенности развития межличностных отношений детей в старшей и подготовительной группах.
Итак, результаты 1 этапа эксперимента мы представили в таблице № 2
Таблица № 2
№ п/п |
Имя, отчество педагога |
Ценностные ориентации |
Жизненные сферы |
Дополнитель- ные сведения | |||
Главные |
Незначи- тельные |
Главные |
Незначи- тельные |
Наблюдения | |||
Старшая группа |
1 2 |
Наталья Николаевна Анна Ильинична |
2, 6 2, 8 |
8 5 |
1, 2 1, 2 |
3 4, 5 |
Стимулирует проявления лидерства у детей, выделяет и поощряет детей, которые особо проявляют себя в том или ином виде учебной деятельности. В своей деятельности опирается на авторитет напарницы – Натальи Николаевны |
Подготовительная группа |
1 2 |
Ольга Петровна Зоя Владимировна |
2, 8 2, 6 |
5 8 |
1, 2 1, 2 |
5 5 |
Выделяет «любимчиков», акцентирует внимание детей на материальном положении, внешнем виде Проявляет холодность в общении с детьми, «любимчиков» не выделяет |
Узкие специалисты |
1 2 |
Ольга Александровна Антонина Васильевна |
2, 6 2, 6 |
3, 7 4, 5 |
1, 2 1, 3 |
3 5 |
На утренниках задействует детей успевающих, с хорошей дикцией и координацией движений Добивается качества от всех детей, порой занимается индивидуально |
Статьи по теме:
Сущность индивидуального подхода к учащимся
В настоящее время можно видеть признаки несоответствия между уровнем обучения значительной части выпускников коррекционной школы и растущими требованиями к подготовленности рабочих массовых профессий. Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение простых видов работ в об ...
Характеристика нарушения лексико-грамматической стороны речи при ОНР
Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. ...
Основания технологии личностно-ориентированного обучения
Как показало исследование в самом общем виде трактовку понятия "педагогическая технология" в дидактике можно свести к трем основным точкам зрения. 1. Педагогическая технология (ПТ) отождествляется с формой организации учебного процесса (без дифференциации формы как способа обучения и, нап ...