В соответствии с целью и задачами исследования была обследована группа пятиклассников.
На затруднения в учебе оказывает влияние и соматическая ослабленность ребенка, нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, нарушение формирования школьных навыков, двигательные нарушения, эмоциональные расстройства.
Эти факторы вызывают развитие школьной неуспеваемости, при которой у ребенка помимо нарушений в овладении знаниями, возникают нарушения в поведении, в межличностных взаимодействий, отклонения в психическом самочувствии, выраженные в неврозах, различных эмоционально-поведенческих реакциях (отказе, компенсации, рационализации, перенос, идентификации, уходе), при которых страдает ребенок., постоянно чувствующий собственную неадекватность, неполноценность, неуверенность в правильности своего поведения, своих решений. В этой ситуации ребенок переживает устойчивое, эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохое отношение к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать её. Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу – эмоционально-заостренное ощущение предстоящей угрозы, боязнь определенных объектов или мыслей, чувство страха – аффективное эмоционально-заостренное отражение в сознании человека конкретной угрозы. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом, а часто умолкает совсем. Он совершает много лишних движений, или, наоборот становится неподвижным, скованным. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянным. Больше всего дети боятся отвечать у доски, именно у доски в полной мере проявляется их беззащитность.
В ряде случаев страх вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений агрессии с их стороны. Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, обязанности также может спровоцировать проявление страха, страха «быть не тем». Ребенок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным и наказанным, поскольку он старается овладеть новыми знаниями, серьезно относится к своим обязанностям и очень переживает по поводу отметок. Проявления школьной неуспеваемости могут наблюдаться на всех ступенях обучения. Важно предупредить её на начальных этапах развития, чтобы первичные трудности в обучении не переросли в пробелы в знаниях, отставание, не вызвали частичной или общей неуспеваемости, а в худшем случае и отказа от учебной деятельности.
В ходе эмпирического изучения внимания были получены следующие данные:
Таблица № 1 Результаты диагностики внимания
Имя |
Возрастает, мес, |
Корректурная проба | ||
Концентрация внимания, % |
Скорость переработки информации зн. В |
Переключаемость внимания, | ||
Катя |
11 лет 2мес |
100 |
3 |
8,69 |
Матвей |
11 лет 2мес |
44,3 |
3,2 |
33.33 |
Али |
11 лет Змее |
100 |
3,2 |
8,33 |
Адриан |
11лет5мес |
100 |
2.4 |
5,55 |
Герман |
10лет Змее |
L_ 56>2 |
1,9 |
13,3 |
Никита |
10лет4мес |
69,4 |
3,2 |
32 |
Никита |
11 лет 1мес |
100 |
3,2 |
16,67 |
Алена |
10лет 8мес |
56,3 |
U |
15,4 |
Саша |
10лет 9мес |
53,8 |
2,9 |
27,27 |
Женя |
10лет бмес |
23,2 |
2,9 |
42,85 |
Марина |
11 лет 11 мес |
81,8 |
3,8 |
16,67 |
Катя |
11лет 9мес |
58,8 |
3,3 |
32 |
Данил |
11лет 5мес |
100 |
3,5 |
7,4 |
Женя |
11лет бмес |
87,1 |
3,7 |
17,86 |
Саша |
10лет бмес |
91,1 |
3,6 |
14,8 |
Слава |
11 лет 8мес |
66,2 |
3,4 |
22,22 |
Данил |
10лет 8мес |
100 |
3,2 |
4,7 |
Надя |
11 лет 1мес |
94,3 |
3,5 |
16,1 |
Аня |
10лет 11мес мес |
89,5 |
3,1 |
М |
Вика |
11 лет 2мес |
100 |
3.2 |
7,35 |
Средегрупповые значения |
11,05 |
78,5 |
3,1 |
17,6 |
Стандартное отклонение |
22.78 |
0.5 |
10,49 |
Статьи по теме:
Коррекция фонематических процессов у младших школьников с
нарушением произносительной стороны речи
Коррекционная работа строится в зависимости от имеющихся нарушений звукопроизношения и восприятия звуков. Всем очевидно, что для достижения наилучшего результата, необходимо постоянное разностороннее воздействие на ребенка. Именно поэтому надо подключать к работе педагогов, воспитателей, родителей. ...
Виды повторения
В процессе обучения повторению изученного материала отводится важное место. Правильно организованное повторение — один из факторов, способствующий интеллектуальному развитию каждого ученика, достижению им глубоких и прочных знаний. Без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизве ...
Программа «Социально – педагогической помощи семьям на устранение
негативных детско – родительских отношений »
Для подтверждения поставленной перед работой гипотезы: «Решение проблемы воспитания ребенка возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на: осуществление информационной помощи семье; организация профилактики нарушений воспитания в семьях при кардинационно – организационно ...