Т.Б. Филичева и Н.А. Чевелева не только выделили недоразвитие фонематического восприятия как одну из причин появления дефектов звукопроизношения, но и предложили последовательность работы по формированию фонематического восприятия, начиная ее с работы по развитию слухового восприятия (узнавание неречевых звуков), речевого слуха (различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов, звуков по высоте, силе и тембру голоса). Работа по развитию фонематического восприятия идет от различения слов, близких по звуковому составу, к дифференциации слогов, а затем к дифференциации фонем. Только после этого предусматривается работа по развитию навыков элементарного звукового анализа. Параллельно авторы предложили проводить работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Б.М. Гриншпун обобщил имеющийся материал о роли фонематического восприятия в формировании произносительной стороны речи. Он пришел к выводу, что в логопедии, как педагогической отрасли знаний, важным является выделение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедического воздействия, т.е. учет того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим. Он предложил проводить работу над формированием восприятия звуков речи с учетом характера дефекта и разработал положения, с учетом которых строится логопедическая работа по развитию фонематического восприятия в настоящее время.
Нормальное речевое развитие ребенка возможно только при сохранности всех компонентов речи, включая хорошо развитый речевой слух. Понятие речевой слух включает в себя и слуховое внимание, и фонематический слух, и фонематическое восприятие. Говоря о слуховом внимании, мы определяем его, как умение различать на слух то или иное звучание и направление звука. Фонематический слух, как способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. Поэтому, основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:
- обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.
- формирование фонематических противопоставлений:
а) выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух;
б) выработка у детей умения дифференцировать фонемы в собственной речи.
- формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.
- развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.Фонематическое восприятие, как специальные умственные действия по дифференциации (различению) звуковой структуры слова.
Сохранность данных компонентов речевого слуха обеспечивает правильное произношение всех звуков родного языка. Остановимся подробнее на фонематическом слухе, т.к. изучение этой темы вызывает интерес не только у молодых специалистов, но и у опытных педагогов. Для грамотного построения работы по развитию фонематического слуха, необходимо выявить его уровень сформированности. Рассмотрим его диагностику.
С сентября 2010 года для обследования детей всеми логопедами должна использоваться стандартизированная речевая карта, составленная Безруковой О.А В протоколе проведения обследования предложен материал для выявления уровня сформированности фонематического слуха. Если по ряду причин мы не сможем сделать вывод о состоянии фонематических процессов, то возможно дополнить обследование.
Для проведения дополнительной диагностики хорошо использовать методику Лалаевой. Р.И. Обследование состоит из предъявления следующих проб:
- узнавание и дифференциация неречевых звуков;
- различение высоты, силы голоса логопеда, который произносит различные звукоподражания и слова;
- узнавание и различение звуков, слогов, слов, близких по звуковому составу;
- дифференциация слогов, фонем;
- навыки фонематического анализа и синтеза.
Существуют и альтернативные методы исследования фонематического слуха. Практика показывает, что во многих учреждениях успешно применяется диагностика по методике Тищенко В.В. Автор предлагает проведение обследования по следующим параметрам:
- изучение анамнеза;
- исследование фонематического восприятия;
- исследование концентрации внимания на фонетические элементы речи и их удержание в оперативной памяти;
- исследование слухового контроля на фонетическом уровне;
- исследование фонематических представлений о звуковом составе слова.
Работа проводится с использованием паронимов – слов частично схожих по звуковой структуре, но разных по значению (дом - ком).
Учитывая бедность словарного запаса присущую современным детям, работа со словами – паронимами не кажется им простой. Это, в свою очередь, повышает мотивацию ребенка к сотрудничеству с логопедом.
Статьи по теме:
Характеристика
применяемых психодиагностических методик
1. «Методика самооценки личности» С. А. Будасси. Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Назначение методики: выявить количественное выражение уровня самооценки. Оборудование: с ...
Особенности развития речи детей с нарушениями слуха
Глухие дети, не имеющие дополнительных нарушений, к 6—7 годам достигают психического развития, по ряду показателей близкого к нормальному. Они хорошо владеют произвольной деятельностью, направленной на выполнение тех заданий, которые предлагает им взрослый и которые требуют от них сосредоточия вним ...
Общая характеристика физической подготовленности
детей школьного возраста
Физическая подготовленность является результатом физической активности человека, его интегральным показателям, так как при выполнении физических упражнений во взаимодействие вступают практически все органы и системы организма. Для исследования физической подготовленности детей школьного возраста ис ...