Анализ методик развития фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Аналитическое образование » Развитие фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи » Анализ методик развития фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Страница 4

Таким образом, проблемой своевременного формирования слухового внимания и фонематического слуха у детей с речевой патологией занимались многие учёные и анализируя их методики развития фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи, мы сделали вывод, что несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения. Такие дети часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно.

Для них также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов).

Поэтому во второй части нашего исследования мы проведём диагностику фонематических процессов младших школьников, имеющих такие заболевания, как дислалии, дизартрии и ринолалии, используя методы разных авторов (Ермакова, Лалаева Р.И., Тищенко В.В.).

Исследованиями в области своевременного формирования слухового внимания и фонематического слуха у детей с речевой патологией занимались многие учёные: В.И. Бельтюков, Г.И. Жаренкова, Г.А.Каше, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, А.Д.Салахова, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В.Чиркина и другие.

Анализируя нарушения внешнего высказывания, т.е. произносительную сторону речи, мы сделали вывод, что к ним относятся:

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата. Проявляется в заменах, искажения, смешениях тех или иных звуков.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Дизартрия возникает из-за органического поражения центральной нервной системы. Дизартрия различается по месту локализации и по степени тяжести.

Ринолалия – нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата.

Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. Если в младшем школьном возрасте заметны какие-либо признаки косноязычия - картавость, шепелявость, сигматизм, проглатывание звуков или замена их другими и т. п., то все эти явления следует рассматривать как ненормальные, требующие вмешательства логопеда.

В логопедии традиционно принято обозначать следующие фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез. Способность воспринимать и различать звуки речи формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Только при наличии фонематического слуха возможно понимание смысла отдельных слов. Признаками нарушения фонематического слуха являются:

- Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);

- Нарушения звуковой структуры слова, проявляющееся в ошибках звукового анализа:

а) пропуск гласных и согласных букв, слогов;

б) вставки букв;

в) перестановки букв, слогов;

- Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

- Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

- Формирование фонематических противопоставлений:

а) выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух;

б) выработка у детей умения дифференцировать фонемы в собственной речи.

- Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.

- Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

Таким образом, нормальное речевое развитие ребенка возможно только при сохранности всех компонентов речи, включая хорошо развитый речевой слух. Понятие речевой слух включает в себя и слуховое внимание, и фонематический слух, и фонематическое восприятие. Говоря о слуховом внимании, мы определяем его, как умение различать на слух то, или иное звучание и направление звука. Фонематический слух, как способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы.

Страницы: 1 2 3 4 


Статьи по теме:

Проектирование реализации психолого-педагогических условий по формированию экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования
Цель формирующего эксперимента – экспериментально проверить педагогические условия формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования. В ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы у дошкольников произойдут качественные изменения ...

Системный подход к обучению учащихся передовому производственному опыту
Успешное изучение передовой технологии и приемов труда новаторов производства в процессе профессионального обучения возможно при выполнении следующих условий: -содержательные и процессуальные аспекты обучения передовым методам труда должны быть тесно взаимосвязаны с системой профессиональной подгот ...

Общая характеристика физической подготовленности детей школьного возраста
Физическая подготовленность является результатом физической активности человека, его интегральным показателям, так как при выполнении физических упражнений во взаимодействие вступают практически все органы и системы организма. Для исследования физической подготовленности детей школьного возраста ис ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru