- Га-га-га! Где мои гусята?
Помогаем ребенку сложить пальцы в гусенка сначала на одной руке, затем на другой, а потом - сразу двумя руками. Гусята гуляют с мамой:
- Гуси-гуси?
Ребенок (дети) отвечает:
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Ну, летите!
"Гусята" бегут за мамой.
Упражнение 4.
Цель упражнения: выделение и распознавание в предметах характеристики "размер". Выделение одного предмета из группы по заданному признаку. Выделение двух предметов по заданному признаку.
Мама-гусыня привела детей домой и кормит их обедом. На столе большие и маленькие миски. Какую миску дадим маме-гусыне? (Большую.) Какую гусенку? (Маленькую.)
- Петя, возьми все маленькие миски для гусят.
- Маша, собери большие миски, они не нужны маленьким гусятам.
Вариант:
- Сколько нужно больших мисок? (Одна.) Сколько маленьких мисок? Дай каждому гусенку одну мисочку.
Считаем вместе с ребенком:
- Одна, две… Хватит? Всем гусятам поставили по мисочке?
Вариант:
- Пришел папа-гусь (соседка-гусыня). Какую ему миску поставим: большую или маленькую?
Изображаем нового персонажа, складывая пальцы другой руки. - Сколько теперь надо больших мисок?
Рекомендуется выполнить с ребенком следующее компьютерное упражнение
Упражнение 5.
Цель упражнения: развитие мелкой мускулатуры руки, стимулирование тактильных рецепторов, уточнение понимания характеристик "большой- маленький", "много- один" в сравнении.
Для занятия необходимы таз с влажным песком и кусок клеенки, дети на полу (на клеенке) делают "куличи" для гусей и гусят. Пользуются большой и маленькой формами.
Какой кулич получится из этой мисочки? Из этой? Сделай, сравни их.
Для работы можно запасти с осени ведерко песка. Его следует просеять и очистить. Если во время работы не оставлять ребенка одного, особой грязи не будет. Польза же от работы с неоформленным материалом (так психологи называют песок, глину, воду и т. д.) несомненная, особенно для детей с задержками развития речи. Заменить работу с песком ничем нельзя. Песок лучше насыпать в формочку руками, и поверхность выглаживать тоже руками.
Если песка нет, можно делать "бублики" из пластилина: большие и маленькие. Пластилин перед занятием следует размять, чтобы ребенок мог его катать в ладонях.
Занятие 5.
Цель занятия: обучение ребенка выделять характеристику "размер" в предмете и на ее основе распределять множество на части. Развитие мелкой моторики.Упражнение 1.
Разминка для пальцев в том виде, который ребенку больше нравится. См. предыдущие занятия.
Упражнение 2.
Цель упражнения: классификация предметов по признаку "размер".
На столе различные предметы двух основных размеров (размер должен легко опознаваться ребенком). Понадобятся два персонажа (два медведя, две куклы и т. п.): большой и маленький.
- Жили два медведя (зайца, куклы): Миша и Мишутка. Миша - большой, Мишутка - маленький.
- Ваня, где Миша, где Мишутка, покажи!
- Однажды они поссорились и стали делить игрушки. Как они делят? Кому большие? Кому маленькие?
Просим ребенка помочь разделить игрушки на две кучки: большие и маленькие. Выполняя задание, ребенок должен пояснять свой выбор:
- Большой мяч - Мише. Большая ложка - Мише. Маленькая ложка - Мишутке. Маленький автомобиль - Мишутке и т. п.
- Какие игрушки у Миши? (Большие.) Какие игрушки у Мишутки? (Маленькие.)
Рекомендуется выполнить с ребенком следующее компьютерное упражнение
Упражнение 3.
Цель упражнения: классификация предметов по признаку "размер".
Потом они помирились и решили опять играть вместе. Предлагаем расставить мебель и раздать посуду медведям. Ребенок "примеряет" мебель к медведю и объясняет свой выбор указанием размера: большой, маленький…
Упражнение 4.
Цель упражнения: классификация предметов по признаку "размер". Формирование умения понимать причинно-следственную связь.
Каких зверей может позвать в гости Миша - больших или маленьких? Кого он позовет? (Ребенок указывает свои игрушки большого размера.) Кого Мишутка позовет? Почему он позовет маленьких зверей? (У него стулья и миски маленькие.)
Ребенок подбирает соответствующие игрушки, а затем играем с ним в "Гости".
Упражнение 5.
Повторяем считалки из занятий 1-4.
Занятие 6.
Цель занятия: обучение ребенка выделять характеристику "цвет" и на ее основе выполнять распределение множества на части. Развитие моторики и координации.
Упражнение 1.
Занятие начинаем с любой считалки. См. занятия 1-3.
Упражнение 2. Пальчиковая гимнастика.
Статьи по теме:
Содержание диагностических методик
Для проверки эффективности выявленных методов в контексте личностно-ориентированного обучения в условиях уроков музыки по программе С.Л. Долгушина "Мир музыки" было проведено диагностическое обследование. Его цель заключалась в наблюдении, анализе и обобщении динамики развития учащихся в ...
Особенности социально-экономического развития и политического положения
Восточной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв
Проводимые Россией реформы 60-70-х гг. XIX в. начали оказывать все возрастающее влияние на социально- экономическое и культурное развитие Восточной Сибири. Отсутствие помещичьего землевладения способствовало росту капитализма в сельском хозяйстве Сибири, но остававшиеся в нем докапиталистические пе ...
Результаты экспериментальной работы по технологии планирования
воспитательной работы в школе
Результаты эффективности воспитательного процесса в классе являются одним из разделов плана классного руководителя. Необходимость включения этого раздела в план работы классного наставника объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личнос ...