Основания технологии личностно-ориентированного обучения

Страница 2

Рефлексия рассматривается как деятельность по освоению оснований собственной деятельности. Персонализация связана с выявлениями публикацией экзистенциальной сущности человека. Стереотипизация как механизм обеспечивает сравнение и вписывание личности в общепринятые (или общие) нормы и способы поведения и деятельности.

Собственно педагогический подход к использованию разработанной Н.А. Алексеевым модели личностных механизмов заключается в том, что рассматриваемые в модели механизмы позволяют уточнить возможные основания классификации учебных предметов в контексте организации личностно-ориентированного обучения. Так, в отличие от традиционного деления предметов на естественно - научные, физико-математические и гуманитарные в настоящей работе предлагается классификация, основанная на таком критерии, как "способ подачи - оспособление", т.е. в основании мы попытались отразить единство и взаимообусловленность дидактического препарирования учебного материала и особенностей его освоения учащимся.

Оказалось возможным выделить три группы предметов, которые условно можно обозначить как структурно-ориентированные, позиционно ориентированные, смысло-ориентированные. Названия достаточно условные и номинальные, не претендующие на логическую строгость. В педагогике предпринимались попытки аналогичной классификации учебных предметов в работах В.В. Краевского, И.Я. Лернера, В.С. Цетлин, где выделялись предметы, в которых учащиеся осваивают основы наук, определенные области человеческой деятельности или приобретают опыт эмоционально-оценочного отношения к действительности.

Общее психолого-педагогическое содержание каждой группы предметов заключается в преимущественной ориентации на возможности этого знания быть представленным именно таким образом и наличие таких личностных механизмов у ученика, которые бы "резонировали" учебному материалу и деятельности по его поводу.

Предложенная группировка учебных предметов задает определенный контекст организации обучения, его комплексно-методического оснащения и психологические акценты, которые более точно реализуют идею личностно-ориентированного обучения.

Так, смысло-ориентированный способ организации обучения предполагает создание условий для вчувствования, проживания, переживания, т.е. тех условий, системообразующим фактором для которых выступает механизм персонализации ("я – в мире"). М.В. Кларин считает, что по методу организации учебной деятельности это эмоционально-личностный поиск смыслов, выработка и проживание ценностных отношений.

Группу смысло-ориентированных предметов составляют все предметы искусства (включая музыку) и литература. Со стороны субъекта учения освоение предметов данной группы, как считает Ф.Е. Василюк, предполагает вчувствование, вживание в предмет, переживание ситуации, причем, с акцентом не столько ощутить, например, автора, сколько через него ощутить себя.

К предметам, освоение которых строится на структурно-ориентированной основе (под последним Н.А. Алексеев подразумевает "возможность жестко и однозначно - для учебного (!) предмета - задать схематизм его организации, связанный, как правило, с аксиоматикой, типичные алгоритмы его презентации и освоения"), относятся не только математика, физика, но и химия, география, биология и др., которые по традиционной классификации относятся к другой группе предметов

Освоение блока аксиоматических дисциплин предполагает создание условий для развертывания логики, рефлексии, отражения по типу "мир-во мне". Системообразующим фактором в данном случае выступает механизм рефлексии. Психологически и методически акцент делается на интериоризации, тогда как в первом случае - на экстериоризации. По методу организации учебной деятельности, как считает В.В. Давыдов, это "квазиисследовательский" поиск "нового" знания.

К предметам группы "позиционно-ориентированных" относятся история, родной, иностранный язык, юриспруденция и др., т.е. предметы, которые "приемлют" в своем изложении многозначность позиций, неоднозначность трактовок, определенную "размытость" утверждений и объемов используемых понятий и др. По методу организации учебной деятельности (по определениию М.В. Кларина) это коммуникативно-диалоговый и моделирующий поиск инструментальных ориентиров к имитируемой реальности.

Предложенная А. Н. Алексеевым общая модель софункционирования личностных механизмов оказалась весьма конструктивной не только для "личностной" классификации учебных предметов, но и для уточнения параметров личностной развитости и целевых ориентиров при организации личностно-ориентированного обучения.

Так, параметрическое описание рефлексии вполне обоснованно может быть осуществлено в терминах самостоятельности, способности к содержательному анализу, планированию собственной деятельности, осознанности ее оснований. Механизм персонализации предполагает личностное видение ситуации, что параметрически выражается в особенностях иерархизации ценностей, структурности и устойчивости мотивации, ее направленности и т.п. Стереотипизация тесно связана с позиционным определением личностного отношения к ситуации: с точки зрения технологии - это диалог личностей, а параметрически - это описание характера и особенностей общения, способности личности слушать и слышать, уметь принимать иную точку зрения, аргументировать и отстаивать свою, быть критически конструктивной и т.д.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Конструктивное знание
Основное внимание уделяется не «дисциплине» или «программе», а личности человека (обучающегося), причем сообщаемое знание должно побуждать личность к изменениям. Поэтому конструктивное знание иногда называют преобразовательным. Почему «конструктивное»? - Обучающийся самостоятельно конструирует смыс ...

Сущностная характеристика понятия межкультурной компетенции
На сегодняшний день общепризнанным является тот факт, что от качества образовательной деятельности, от уровня образованности населения в значительной степени зависит способность страны сохранить свою независимость и быть конкурентоспособной в экономическом, социальном и культурном плане. Как за руб ...

Основные функции речевой деятельности и ее нарушения у детей с умственной недостаточностью
У детей с нарушением интеллекта развитие речи существенно отличается от развития речи детей дошкольного возраста с нормой. Отставание в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно, к переходу дошкольного возраста у них нет готовности к е ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru