САИ требует специально организованную художественно-образную среду, которая актуализирует весь творческий процесс. Организация среды - одна из первостепенных задач, стоящих перед педагогом и главное условие проведения импровизации. Педагог, выступая в роли "режиссера" импровизации, должен руководить ее ходом, корректно внося требуемые изменения. Творческий процесс не терпит регламентации. Поэтому на занятиях САИ детям предоставляется полная свобода для личностного самовыражения. Их творческая инициатива обязательно должна поощряться вниманием педагога. Обсуждение итогов САИ с ее участниками очень важный обучающий и воспитывающий момент. Педагог отмечает лучшие импровизации ребят, весомо аргументируя свои слова. Замечания могут иметь место, но только в виде добрых пожеланий, которые не обидят ребенка, а будут являться определенным стимулом для творчества.
В процессе САИ выявляются индивидуальные психические особенности детей, определяющие успешность выполнения данного вида художественной деятельности, которая не сводится только к получению конкретных новых знаний, умений и навыков, но обуславливает проявление способностей к ассоциативно-образному мышлению, легко и быстро ориентироваться в звуковом, художественно-образном пространстве, а в целом, способности к художественному созидательному творчеству.
На занятиях САИ создаются необходимые условия для выявления у детей чувствительности, впечатлительности, эстетической восприимчивости, естественности, непосредственности и эмоциональности в восприятии звуковой реальности, т. е. комплекса, характеризующего ребенка как творчески продуктивную личность.
Кроме того, в процессе данного вида импровизации формируются и развиваются такие важные факторы как музыкальные способности, ассоциативно-слуховой, эвристический опыт, пространственное абстрактное, художественно-образное и музыкальное мышление, музыкальная исполнительская культура, чувство ансамбля.
С эстетической точки зрения участие детей в САИ помогает развить вкус детей, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких занятий очевидна: углубляются знания в области музыки; легче устанавливается рабочая дисциплина, уроки музицирования проходят интереснее, воспитывается внимание и, что немаловажно, - личность ребенка раскрывается, становится свободнее, мысль его работает самокритичнее, к ошибкам товарищей он становится терпимее.
Статьи по теме:
Современные подходы к комплексному решению вопросов развития
изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста
На современном этапе развития дошкольной педагогики существует несколько методик обучения изобразительной деятельности. В нашем исследовании мы намерены рассмотреть некоторые из них. В ходе исследования Ветлугина Н.А. предложила использовать комплексный подход в обучении художественному творчеству ...
Проект формирования у младших школьников умения
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему
миру
Введение ФГОС НОО предусматривает формирование умения учиться, работать с информацией. Сегодня важно научить младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно офор ...
Упражнения, направленные на развитие навыков и умений использования
грамматики
В методике приняты следующие основные типы упражнений, направленных на развитие навыков и умений использования грамматики. 1. Имитационные упражнения. Имитационные упражнения могут быть построены на одноструктурном или оппозиционном (контрастном) грамматическом материале. Грамматическая структура в ...