в) Интонационно-мелодическое моделирование по мимическим образам (см. пример ниже). Предварительно учащимся предлагается найти интонации соответствующие каждому мимическому образу и записать их нотами. В следующем задании дети пытаются сочинить мелодии на основе мимических рисунков.
5. Метод импровизации.
а) Инструментально-речевая импровизация ("Ранним утром", см. пример ниже). Импровизационно-творческое задание на создание коллективного звукового аккомпанемента к тексту. Звуковая форма всего произведения является подвижной, летящей с изменениями и перепадами динамики, характеров и состояний. С детьми на орф-инструментах сочиняются мелодии к каждой речевой фразе с выбором лучшего варианта для исполнения его всеми.
"Дождик накрапывает" - игра-импровизация с орф-инструментами в пентатонике. Каждый учащийся берет инструмент. Учитель показывает по очереди каждому участнику музицирования по четыре метрических пульса (сыграть четыре звука на инструменте) без пауз, в одном темпе. Необходимо помнить, что главное здесь - игра звуками, поэтому неизбежные вначале неточности в метре не должны омрачать радости игры. Когда дети будут легко справляться с четырьмя пульсами подряд, задание можно усложнить. Можно предложить играть по два звука без пауз, стараясь не пропустить время своего вступления. Следует обратить внимание детей на необходимость играть тихо и осторожно, прислушиваясь к звучанию каждого инструмента. Группа из нескольких человек (оставшихся без музыкальных инструментов) декламирует на фоне музыки дождика следующее стихотворение:
Мелкий дождик моросит
Кап, кап, кап, кап - (щелчки пальцами по очереди каждой рукой).
В листьях сада шелестит
Кап, кап, кап, кап
Мокнет мяч у ворот
Кап, кап, кап, кап
Мокнет поле, огород
Кап, кап, кап, кап
(В. Степанов)
б) Вокально-инструментальная импровизация "Осенняя гамма". Эта небольшая модель открывает для учащихся возможность попробовать спонтанно импровизировать, так, как они могут это делать. Простейшая импровизация будет заключаться в ритмизации и индивидуальной вокализации названий нот гаммы. Учитель предлагает детям угадать, какую ноту нужно спеть и сыграть на инструментах после того, как он прочтет очередную строчку стихотворения. Позднее можно поиграть с нотами по-другому: найти слова, в которых они прячутся, и спеть их на одном звуке. Например: до-до-домик, до-до-дождик, до-до-долька, до-до-помидоры; до-до-тэйквандо; ми-ми-милая, ми-ми-мишка, ми-ми-мишура; ля-ля-лягушонок, ля-ля-земля, ля-ля-склянка, ля-ля-труля-ля и т.д. Дети подходят к инструментам по очереди (или по желанию). Кажущаяся такой простой, она может повторяться, усложняясь, много раз: спеть ноту на заданный педагогом ригмический мотив, на протяжении всей игры сохранить единое метрическое движение без пауз между играющими, спеть ноту, слово и украсить их движением.
"Дед Мороз" (стихи М. Клоковой). Озвучивание текста по графическим знакам, спонтанная импровизация на инструментах. Учитель читает детям стихотворение и предлагает подумать, какие инструменты лучше выбрать для его озвучивания. Они вначале могут звучать после выделенных слов, а когда дети хорошо познакомятся с текстом, то вместе с ним. Каждый учащийся может зарисовать в тетради для творческих работ свою "партию": на чем и как ее сыграть. Следует обратить внимание на варьирование ритма при декламации стиха. Здесь приведена только одна из множества возможных ритмических комбинаций, которые могут быть найдены и использованы при повторных исполнениях модели.
Надо сказать, что графические обозначения могут быть многосмысловыми и обозначать различные характеристики звуков: один и тот же знак может быть истолкован как характеристика тембра, соответственно которому нужно подобрать инструмент, как способ игры на инструменте, как характеристика движения звуков и т.д. Графические символы могут быть придуманы для различных инструментов и затем использоваться для составления простейших тембровых партитур, в которых фиксируется последовательность игры инструментов, а также может моделироваться динамика и фактура в самом общем виде.
Можно нарисовать любую подобную партитуру на большом листе и предложите детям ее озвучить. Если за знаками зафиксировано звучание определенного инструмента, учащиеся могут изобретать различные способы игры на них, стараясь найти оригинальное звучание. Партитуры предполагают озвучивание графической записи в самых разнообразных вариантах. Здесь не может быть "правильно" или "неправильно". Пути перевода знаков в звуки и звуков в знаки множественны. Любой вариант принимается как возможный. Учитель должен поговорить с детьми о различных и неповторяющихся путях озвучивания одной и той же записи.
Статьи по теме:
Особенности развития речи детей с нарушениями слуха
Глухие дети, не имеющие дополнительных нарушений, к 6—7 годам достигают психического развития, по ряду показателей близкого к нормальному. Они хорошо владеют произвольной деятельностью, направленной на выполнение тех заданий, которые предлагает им взрослый и которые требуют от них сосредоточия вним ...
Анализ школьного учебника
Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни. В настоящее время существует множество программ по дух ...
Формирование и развитие
пунктуационного навыка у учащихся на уроках русского языка в повышении
грамотности
Преддипломная практика была проведена в 3 «В» классе МОУ СОШ №66. Учитель: Дацэнко Нина Павловна количество учащихся в классе 24 человека. Для получения более объективных, достоверных результатов исследуя был определен контрольный класс 3 «А», в составе 25 человек. Учитель: Предвечная Жанна Викторо ...