Диагностика уровня восприятия музыки как художественного явления

Методика "Диалог с миром".

В ходе этой методики определялась способность школьников к осуществлению вневременного диалога с композиторами и музыкальными исполнителями разных эпох и времен. Как уже было указано выше в тексте, поле человеческой культуры насквозь диалогично. Диалог - это: 1) форма существования культуры, в том числе музыкальной; 2) "питательная среда" культуры; 3) мотив и результат музыкально-творческой деятельности людей. В связи с этим была поставлена цель - выявить степень осознания учащимися потребности, возможности и необходимости общения людей со своими предшественниками и потомками с помощью музыкального искусства. Для этого в ходе методики школьникам предъявлялись для прослушивания специально подобранные музыкальные произведения как визитные карточки разных эпох и стилей, и предлагалось рассказать о содержании полученной в процессе восприятия музыки информации. В числе произведения, предъявляемых школьникам, были следующие: О.Магиденко - "Скоморохи", Ф.Куперен - "Маска № 1".

Высказывания учащихся оценивались по следующим критериям:

осознание разновременных периодов создания произведений;

прочувствование характера и понимание музыкального образа каждого из произведений;

установление эмоционально-окрашенного контакта с образами этих произведений;

понимание возможности и необходимости осуществления внутреннего диалога с образом музыкального произведения и композитором (как выразителем собственной позиции);

понимание важности общения с музыкой других эпох, композиторов и стилей. Ответы и высказывания школьников распределялись по следующим уровням:

высокий уровень - самостоятельное и верное определение школьником исторического периода создания музыкального произведения; адекватная характеристика основного эмоционального и жанрового характеров произведения; вербальное описание музыкального образа; способность к установлению эмоционально-окрашенного контакта с образом произведения; моделирование возможных путей установления диалога с музыкальным образом произведения; объяснение возможности осуществления диалога с музыкальным героем и композитором музыкального произведения; понимание музыки как особого "языка" в процессе общения людей;

средний уровень - определение школьником с помощью учителя исторического периода создания музыкального произведения; не достаточно полная характеристика основного эмоционального и жанрового характеров произведения; признание возможности (но не подкрепленной собственным опытом) установления эмоционально-окрашенного контакта с образом произведения; использование отдельных элементов при моделировании диалога с героем и композитором музыкального произведения;

низкий уровень - неспособность к определению (даже с помощью взрослого) исторического периода создания произведения; неадекватная характеристика эмоционального и жанрового характеров произведения и музыкального образа; отсутствие в музыкальном опыте навыков моделирования диалогических отношений с героем и автором музыкального произведения; непонимание музыки как искусства, не знающего временных границ и языковых барьеров.

Результаты диагностической методики "Диалог с миром" показали следующее: процесс художественного освоения мира школьниками в непрекращающемся диалоге культур с помощью языка музыки должен осуществляться не по принципу количественного накопления знаний в области музыкальной культуры, терминологических определений и профессионального словаря в области музыкального искусства.

Работа в этом направлении дает желаемые результаты в том случае, когда общение ребенка с музыкой воспринимается им не на ознакомительно-познавательной основе, а как для установления диалогического контакта с различными субъектами художественного пространства-времени человеческого общества, как канал художественного общения с культурами других эпох и народов, типов художественной ментальности и мировоззрения, а также с собственным внутренним диалогическим пространством. Примером тому могут служить детские ответы, типа: "Музыка помогает мне понять людей из другого времени, "Разговор с музыкой помогает мне лучше понять самого себя", "Когда я слушаю музыку, то я как бы разговариваю с ней без слов", "Через музыку я как будто разговариваю с другими людьми". Ответы школьников позволяют судить о том, что процесс диалогического общения с музыкой основывается на явлении синестезии: субъект диалога воспринимается не абстрактно, а в пространственных координатах, создаваемых воображением и зрительными ассоциациями учащихся. Еще один вывод, который сформулирован по результатам данной диагностической методики заключается в том, что процесс музыкально-художественного диалога с миром позволяет ребенку представить его целостность в художественно-выраженной форме. Такое направление работы соответствует сути музыкально-педагогической концепции массового музыкального образования и воспитания и принципиально отличается от изложения содержания предметов теоретического цикла в детских музыкальных школах, где творчество композиторов и музыкальные стили изучаются в исторической периодизации. При анализе высказываний школьников по выделенным критериям было подмечено, что учащиеся в экспериментальных группах были способны к установлению эмоционально-окрашенного контакта с музыкальными образами произведений, выбранных для проведения этой диагностической методики. Школьники не только верно определяли настроение персонажей в каждом произведении, но и давали адекватные этим музыкальным образам вербальные, пластические и художественно-изобразительные характеристики. Школьники экспериментальных групп при этом высказывали свои суждения относительно музыкального пространства, в котором пребывают и действуют эти герои. Так к высокому уровню были отнесены те ответы, в которых они сумели на слух определить произведения как "старинные" и "современные" и, в то же время, осознавали возможность диалога (и даже полилога) произведений, образов и сознаний в мировой музыкальной культуре; адекватно отразили в пластике, жесте и рисунке основной эмоциональный характер произведения; смоделировали возможные вопросы для диалога с героями музыкальных произведений; передали масштабные и качественные характеристики музыкального пространства этих героев: пространство всенародного праздника, веселого гуляния - в первом случае (О.Магиденко - "Скоморохи"), и пространства более камерного, интимного - во втором случае (Ф.Куперен - "Маска №1"). Более того, школьники экспериментальных групп отметили, что музыкальное пространство первого произведения вмещает в себя много действующих лиц - это скоморохи, гуляющие люди, зрители. А музыкальное пространство второго произведения - это пространство одного персонажа (неизвестного лица, разгадать тайну которого помогает музыка). К среднему уровню были отнесены ответы, в которых учащиеся с помощью учителя смогли дать характеристику основного эмоционального и жанрового характера каждого произведения; согласились с предложением о возможности установления эмоционально-окрашенного контакта с героями произведений, но признавались, при этом, что вступить во внутренний диалог с героями музыкальных произведений им удается не всегда; давали отрицательные ответы на наводящие вопросы экспериментатора о роли музыки в установлении диалогических отношений с людьми разных поколений; затруднялись с определением музыкального пространства произведений. К низкому уровню были отнесены те ответы, в которых школьники не смогли: установить различий в стилевой и жанровой характеристике произведений; определить разницу во временном периоде их создания; признать возможность и личностную значимость диалогического общения; настроиться на мысленное взаимодействие и контактирование с героями и образами в пространстве музыкальных произведений. Таким образом, проведение данной методики показало, что школьники способны понять, осознать и прочувствовать разницу течения времени в условиях реальной жизни и при восприятии музыкального произведения; они признают возможности музыки переносить слушателей в иное пространство и устанавливать диалогические и полилогические формы общения с субъектами художественного диалога, осуществляемого на языке музыкального искусства.


Статьи по теме:

Тип речевой культуры современного педагога
Ученые Ф.Н. Гоноболин и Т.А. Ладыженская утверждают, что словосочетание «речь педагога» ,как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога (в отличие от речи письменной). Под устной речью подразумевают как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и результат этого процесса — ...

Понятие «текстовая задача» и ее структура
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни, как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи (освоение космоса, воспитание подрастающего ...

Изменение силовых и скоростно-силовых показателей у юношей Х классов за период эксперимента
Анализ силовых показателей у юношей Х класса после эксперимента показал, что степень прироста силовых способностей в экспериментальной и контрольной группах была различной. В экспериментальной группе по четырем силовым показателям (подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru