Диагностика уровня восприятия музыки как художественного явления

Методика "Диалог с миром".

В ходе этой методики определялась способность школьников к осуществлению вневременного диалога с композиторами и музыкальными исполнителями разных эпох и времен. Как уже было указано выше в тексте, поле человеческой культуры насквозь диалогично. Диалог - это: 1) форма существования культуры, в том числе музыкальной; 2) "питательная среда" культуры; 3) мотив и результат музыкально-творческой деятельности людей. В связи с этим была поставлена цель - выявить степень осознания учащимися потребности, возможности и необходимости общения людей со своими предшественниками и потомками с помощью музыкального искусства. Для этого в ходе методики школьникам предъявлялись для прослушивания специально подобранные музыкальные произведения как визитные карточки разных эпох и стилей, и предлагалось рассказать о содержании полученной в процессе восприятия музыки информации. В числе произведения, предъявляемых школьникам, были следующие: О.Магиденко - "Скоморохи", Ф.Куперен - "Маска № 1".

Высказывания учащихся оценивались по следующим критериям:

осознание разновременных периодов создания произведений;

прочувствование характера и понимание музыкального образа каждого из произведений;

установление эмоционально-окрашенного контакта с образами этих произведений;

понимание возможности и необходимости осуществления внутреннего диалога с образом музыкального произведения и композитором (как выразителем собственной позиции);

понимание важности общения с музыкой других эпох, композиторов и стилей. Ответы и высказывания школьников распределялись по следующим уровням:

высокий уровень - самостоятельное и верное определение школьником исторического периода создания музыкального произведения; адекватная характеристика основного эмоционального и жанрового характеров произведения; вербальное описание музыкального образа; способность к установлению эмоционально-окрашенного контакта с образом произведения; моделирование возможных путей установления диалога с музыкальным образом произведения; объяснение возможности осуществления диалога с музыкальным героем и композитором музыкального произведения; понимание музыки как особого "языка" в процессе общения людей;

средний уровень - определение школьником с помощью учителя исторического периода создания музыкального произведения; не достаточно полная характеристика основного эмоционального и жанрового характеров произведения; признание возможности (но не подкрепленной собственным опытом) установления эмоционально-окрашенного контакта с образом произведения; использование отдельных элементов при моделировании диалога с героем и композитором музыкального произведения;

низкий уровень - неспособность к определению (даже с помощью взрослого) исторического периода создания произведения; неадекватная характеристика эмоционального и жанрового характеров произведения и музыкального образа; отсутствие в музыкальном опыте навыков моделирования диалогических отношений с героем и автором музыкального произведения; непонимание музыки как искусства, не знающего временных границ и языковых барьеров.

Результаты диагностической методики "Диалог с миром" показали следующее: процесс художественного освоения мира школьниками в непрекращающемся диалоге культур с помощью языка музыки должен осуществляться не по принципу количественного накопления знаний в области музыкальной культуры, терминологических определений и профессионального словаря в области музыкального искусства.

Работа в этом направлении дает желаемые результаты в том случае, когда общение ребенка с музыкой воспринимается им не на ознакомительно-познавательной основе, а как для установления диалогического контакта с различными субъектами художественного пространства-времени человеческого общества, как канал художественного общения с культурами других эпох и народов, типов художественной ментальности и мировоззрения, а также с собственным внутренним диалогическим пространством. Примером тому могут служить детские ответы, типа: "Музыка помогает мне понять людей из другого времени, "Разговор с музыкой помогает мне лучше понять самого себя", "Когда я слушаю музыку, то я как бы разговариваю с ней без слов", "Через музыку я как будто разговариваю с другими людьми". Ответы школьников позволяют судить о том, что процесс диалогического общения с музыкой основывается на явлении синестезии: субъект диалога воспринимается не абстрактно, а в пространственных координатах, создаваемых воображением и зрительными ассоциациями учащихся. Еще один вывод, который сформулирован по результатам данной диагностической методики заключается в том, что процесс музыкально-художественного диалога с миром позволяет ребенку представить его целостность в художественно-выраженной форме. Такое направление работы соответствует сути музыкально-педагогической концепции массового музыкального образования и воспитания и принципиально отличается от изложения содержания предметов теоретического цикла в детских музыкальных школах, где творчество композиторов и музыкальные стили изучаются в исторической периодизации. При анализе высказываний школьников по выделенным критериям было подмечено, что учащиеся в экспериментальных группах были способны к установлению эмоционально-окрашенного контакта с музыкальными образами произведений, выбранных для проведения этой диагностической методики. Школьники не только верно определяли настроение персонажей в каждом произведении, но и давали адекватные этим музыкальным образам вербальные, пластические и художественно-изобразительные характеристики. Школьники экспериментальных групп при этом высказывали свои суждения относительно музыкального пространства, в котором пребывают и действуют эти герои. Так к высокому уровню были отнесены те ответы, в которых они сумели на слух определить произведения как "старинные" и "современные" и, в то же время, осознавали возможность диалога (и даже полилога) произведений, образов и сознаний в мировой музыкальной культуре; адекватно отразили в пластике, жесте и рисунке основной эмоциональный характер произведения; смоделировали возможные вопросы для диалога с героями музыкальных произведений; передали масштабные и качественные характеристики музыкального пространства этих героев: пространство всенародного праздника, веселого гуляния - в первом случае (О.Магиденко - "Скоморохи"), и пространства более камерного, интимного - во втором случае (Ф.Куперен - "Маска №1"). Более того, школьники экспериментальных групп отметили, что музыкальное пространство первого произведения вмещает в себя много действующих лиц - это скоморохи, гуляющие люди, зрители. А музыкальное пространство второго произведения - это пространство одного персонажа (неизвестного лица, разгадать тайну которого помогает музыка). К среднему уровню были отнесены ответы, в которых учащиеся с помощью учителя смогли дать характеристику основного эмоционального и жанрового характера каждого произведения; согласились с предложением о возможности установления эмоционально-окрашенного контакта с героями произведений, но признавались, при этом, что вступить во внутренний диалог с героями музыкальных произведений им удается не всегда; давали отрицательные ответы на наводящие вопросы экспериментатора о роли музыки в установлении диалогических отношений с людьми разных поколений; затруднялись с определением музыкального пространства произведений. К низкому уровню были отнесены те ответы, в которых школьники не смогли: установить различий в стилевой и жанровой характеристике произведений; определить разницу во временном периоде их создания; признать возможность и личностную значимость диалогического общения; настроиться на мысленное взаимодействие и контактирование с героями и образами в пространстве музыкальных произведений. Таким образом, проведение данной методики показало, что школьники способны понять, осознать и прочувствовать разницу течения времени в условиях реальной жизни и при восприятии музыкального произведения; они признают возможности музыки переносить слушателей в иное пространство и устанавливать диалогические и полилогические формы общения с субъектами художественного диалога, осуществляемого на языке музыкального искусства.


Статьи по теме:

Психолого-педагогическая компетентность
Для успешного формирования социальной компетентности у детей с отклонениями в развитии возрастают требования к психолого-педагогической компетентности учителя. Будучи значимой и относительно самостоятельной педсистемой в структуре профессиональной компетентности, психолого-педагогическая компетентн ...

Основные формы организации трудового обучения младших школьников
Для накапливания и распространения опыта дифференцированного подхода к разным типам у.о. детей необходима классификация, отражающая их типические свойства. Применительно к трудовому обучению за основания такой классификации приняты 3 группы свойств, соответствующих целевой, исполнительной и энергет ...

Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основ ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru