Цель контрольного этапа: Определить результат сформированности пунктуационного навыка в экспериментальном и контрольном классах.
В самом конце практики был проведён контрольный эксперимент, чтобы сделать вывод об успешности или без результативности сформированности пунктуационного навыка. Для этого детям опять был предложен текст без знаков препинания. Им нужно было переписать текст, расставляя их.
Анализ проведённого упражнения показал, что дети стали внимательнее относиться к знаком препинания, меньше допускают ошибок. Упражнение выполняли 23 чел. Результат получился следующий:
«5» получили – 8 человек (не допустили ни одной ошибки)
«4» получили – 10 человек (пропущен один знак препинания)
«3» получили – 5 человек (которые при выполнении упражнения, проводимого мной на этапе констатирующего эксперимента, не справились, т. о. данное упражнение выполнили гораздо лучше. Они научились видеть конец предложения. Хотя и пропустили некоторые знаки препинания, но точки ставили обязательно, а последующее слово писали с большой буквы)
«2» получили – 0 человек.
Каждый повысил свою первоначальную отметку, а некоторые учащиеся даже на 2 балла (Маруха А., Чернышёв Д., Осипян К. – с «3» на «5».
Надо отметить, что именно эти дети принимали особенно активное участие в выполнении пунктуационных упражнений.
По заданным критериям можно выделить следующие уровни:
«5» – высокий уровень.
«4» – средний уровень.
«3», «2» – низкий уровень.
Согласно установленным критериям оценки учащихся 3 «В» и 3 «А» классов были распределены на 3 группы, которые занесены в таблицу. Сравним данные полученные в двух классах.
Наблюдения показали, что изменилось отношение детей к пунктуационным упражнениям. В начале дети очень удивлялись таким упражнениям, затем постепенно они привыкли к ним. Речь детей стала выразительнее, чтение более осознанным, интонационно разнообразным. Отметила, что и пересказ детей стал намного выразительнее, а следовательно, интереснее.
Таким образом, выдвинутая гипотеза была экспериментально подтверждена в ходе эксперимента. Действительно, грамотное использование и применение разнообразных упражнений способствует формированию пунктуационного навыка, учит задумываться над их расстановкой, понимать их роль в предложении.
Вывод по результатам исследования.
Как очевидно следует из полученных результатов исследования приведенных в пункте 4.3 благодаря целенаправленному систематическому проведению пунктуационных упражнений по русскому языку у учащихся повысилась грамотность.
Сравнивая данные исследования на диагностическом и контрольном этапах, представленные в диаграмме, можно наблюдать повышение уровня пунктуационного навыка (Приложение №6).
Количество учащихся экспериментального класса с высоким уровнем сформированности пунктуационных навыков увеличилось на 3 человека (12,2%), количество учащихся со средним уровнем сформированности пунктуационного навыка увеличилось на 3 человека (9,3%), с низким уровнем сформированности пунктуационного навыка уменьшилось на 4 человека (21,5%).
Итак, использование системы пунктуационных упражнений по русскому языку существенно влияет на повышение уровня грамотности школьников. Повышение грамотности проявилось в том, что улучшилась эффективность деятельности учащихся, увеличилась скорость и точность выполнение ими работы, возросла активность школьников, дети стали часто обращаться с многочисленными вопросами к учителю, ребята самостоятельно выполняли задания, добывали их в библиотеке и делились ими с одноклассниками.
Известно, что в начальных классах закладываются основ важнейших учебных навыков по русскому языку, в том числе и пунктуационного. Пунктуационная грамотность важна не менее, чем орфографическая, она является одной из характеристик правильной письменной речи.
Раздел «Пунктуация» является одним из самых сложных в языкознании. Пунктуация тесно связна с синтаксисом – разделом, лингвистики, изучающим грамматический строй языка, словосочетание и предложение. Пунктуационные правила, опираются, как правило, на синтаксические знания. Учащиеся младших классов, только начинающие знакомиться с грамматическими понятиями, таких знаний еще не имеют, поэтому и испытывают определенные трудности в усвоении пунктограмм. Следовательно, нужно еще в начальной школе помогать детям преодолевать эти трудности и начинать формировать пунктуационный навык. Чтобы предотвратить пунктуационные ошибки у старшеклассников, необходимо систематическое, грамотно организованная работа над развитием пунктуационного навыка в младших классах, которая должна проводиться как на уроках русского язык, так и на уроках чтения, математики, окружающего мира т на других предметах. Работа по формированию пунктуационного навыка поможет не только предотвратить пунктуационные ошибки, но и будет способствовать совершенствованию выразительности речи, что также очень важно как в школьной практике, так и в жизни каждого человека вообще. Ведь речь необходима человеку для общения, а выразительная речь делает человека приятным собеседником, умелым оратором.
Статьи по теме:
Особенности
творческих проявлений и способностей детей
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Любая трудовая деятельность человека всегда связана с осознанием ее целей, представлением конечного результат ...
Составляющие здорового образа жизни учащегося
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п. Режим труда и отдыха Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент зд ...
Программа классного собрания на тему «Что такое
сотрудничество?»
Тема занятия: «Что такое сотрудничество?» Цель: объяснить значение сотрудничества в жизни класса и отдельного учащегося. Задачи: 1. Развить познавательную активность учащихся, навыки анализа различных ситуаций. 2. Выработать навыки группового обсуждения и выработки решения вопросов. 3. Воспитать у ...