Г.З. 3енгером 28 июня 1903 г. издан циркуляр «Об упадке дисциплины в средних учебных заведениях и городских училищах», в котором министр признал ряд фактов, свидетельствовавших об ухудшении дисциплины в средних учебных заведениях. К таким фактам министр относил «действия скопом», отказ учащихся от исполнения распоряжений учебной администрации, грубые и дерзкие выходки со стороны учащихся по поводу замечаний и внешний преподавателей и т.д.
Дальнейший толчок развитию средней школы Восточной Сибири дала революция 1905-1907 гг.
Революционная ситуация 1901-1904 гг. и революционная волна 1905-1907 гг. всколыхнули Восточную Сибирь, в том числе нашли отражение на всей жизни восточносибирской средней школы.
Как показывают материалы исследования, протест учащихся в основном выражался в следующем: в уходе с уроков и отказе отвечать на заданные учителями вопросы, в устройстве баррикад, объявлении бойкотов учителям, в указе от ношения формы, в нарушении правил внешкольного поведения, в протесте при получении аттестатов зрелости. Так, например, учащиеся выпускного 6 класса Енисейской прогимназии, не выдержав притеснений и придирок со стороны директора и преподавателей, объявили протест и покинули класс, после чего этот класс был закрыт.
Поменьше была группа учащихся, находившихся под влиянием идей социал-демократов. Они связывали борьбу за изменение школьного режима с преобразованиями в области государственного устройства
Спад революционной борьбы сопровождался отходом основной массы ученической молодёжи от революционного движения. В известной мере это связано с тем, что далеко не все родители поддерживали участие своих детей в революционном движении. Родители учащихся рассматривали события 1905-1907 гг. с позиций буржуазного и мелкобуржуазного либерализма; точно также они смотрели на школу. Постановления родительских школьных организаций, создание которых началось с октября 1905 г., поддерживали учащихся, как правило, в отношении их академических требований.
Не смотря на различное отношение преподавателей восточно - сибирских средних школ к революции 1905-1907 гг. - oт полного неприятия консерваторов до полной поддержки революционно настроенных преподавателей - значительная часть преподавательского состава прониклась пониманием неизбежности реформирования средней школы, демократизации её внутри школьного режима.
Подъём революционного движения, захватившего учащихся и их родителей, преподавательский состав и другие слои общества, принудил Министерство народного просвещения идти на уступки, ослабившие школьный режим. Циркулярами от 17 и 25 ноября 1905 г. было отмекено обязательное ношение форменной одежды и расширены права педагогических советов. Циркулярами от 27 января, 3 и 4 февраля и 29 марта 1906 г. отменено представление выписок из кондуита в высшую школу, сделан ряд уступок иноплемённым народностям и лицам других вероисповеданий, разрешён приём в университеты окончившим реальные училища. Циркулярами от 29 августа, 12 октября и 12 ноября 1906 г. были расширены права женщин, получивших высшее образование, - им было разрешено преподавать в младших классах, а новые языки - и в старших классах средних учебных заведений. Следует также отметить постановление Совета министров от 16 ноября 1905 г., когда было разрешено образовывать при каждой средней школе общешкольные и по классные совещания родителей для выборов родительского комитета в составе избранных представителей от родителей учеников каждого класса. На основании этого постановления Министерство народного просвещения разработало новые правила организации и деятельности родительских комитетов и ввело их циркуляром 5 августа 1906 г.
На втором этапе (вторая половина 90-х гг. XIX в. — первые 1900 гг.) рост населения городов, создание промышленным поселком, железнодорожных узлов и станций содействовали росту как начальных и низших профессиональных, так и средних школ. Если в 1886—1896 гг. открылось только одно Нерчинское реальное училище, то с 1896 по 1906 открыто 6 средних школ: Верхнеудинское реальное училище, три частных женских гимназии и две прогимназии - в Чите и Канске.
Этот переход характеризовался не только количественным ростом средних школ, но и главным образом их качественными изменениями, связанными с преобразованием прогимназий в полные гимназии.
Существенное изменения претерпела средняя школа в период, последовавший за поражением революции 1905—1907 гг. (третий этап). Прежде всего, эти изменения выразились в количественном росте средних учебных заведений и изменении их состава. По данным на 1 января 1908 г., имелось 26 средних школ, из них 4 мужских гимназии, 4 реальных училища, 18 женских гимназий. Кроме того, были 1 среднетехническое училище, 3 духовные семинарии, женский институт и 2 епархиальных училища. К 1 января 1919 г. количество средних школ только ведомства МНП выросло до 91, или в 3,5 раза. С 1917 г. статус средних учебных заведений получили по закону от 14 июня учительские институты и учительские семинарии. Таким образом, учебных заведений, дававших общее среднее образование, по ведомству MHП 6ылo 114, или в 4,4 раза больше, чем в 1908 г. Начиная с 1907 г. Министерство торговли и промышленности открыло 3 коммерческих училища.
Статьи по теме:
Цели, задачи и правила проведения классного собрания
Классное собрание помогает учащимся понять значимость проблем, происходящих в жизни, вовлекает их в процесс разрешения собственных проблем. Важно проводить классные собрания не от случая к случаю, а в системе, по определенной технологии. Цель классных собраний – помочь в решении проблем, развивать ...
Анализ эффективности программы «Социально – педагогической помощи семьям на
устранение негативных детско – родительских отношений »
Для апробирования программы, на базе эксперимента была выбрана средняя общеобразовательная школа № 11 имеющая статус государственного образовательного учреждения. Цели, задачи и направления деятельности школы № 11. Целями школы является: достижение учащимися высокого уровня интеллектуального, физич ...
Проблема формирования патриотизма и
гражданственности в среднем школьном звене
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения выделены три группы достижений школьников при освоении общеобразовательных программ: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные, что еще р ...