Широкое распространение получила частная и общественная инициатива, в результате которой было учреждено и содержалось 26 гимназий, из них 13 мужских и смешанных и 13 женских. В 1917-1918 учебном году было открыто 14 четырёх - классных гимназий, все смешанные.
К 1919 г. на территории Восточной Сибири существовало 15 мужских гимназий, 18 смешанных, 1 смешанная реальная гимназия, 17 реальных училищ 40 женских гимназий, 1 женский институт, 1 мужской учительский институт, 1 смешанный учительский институт, 17 учительских семинарий, 1 мужское и 2 смешанные коммерческих училища, 1 среднетехническое училище.
На состоянии фондов библиотек и оснащённости кабинетов и лабораторий. Так, если в библиотеках мужских учебных заведений в 1891 г. в среднем имелось по 5455 томов, а в женских в среднем по 1047 томов; в 1908 г. соответственно по 7064 и 2368 томов, то в 1912 г. книг в библиотеках стало соответственно 68314 и 56072, т.е. в среднем на одну мужских школу 8539 томов и на оду женскую - 3115 томов. Таким образом, в период с 1891 по 1908 гг. количество книг, библиотеках мужских учебных заведений вырастало среднем ежегодно на 1018 томов, а в женских — на 1613 томов, а в период с 1908 по 1912 гг. этот показатель для мужских школ составил 3933 тома, а для женских — 4472.
На первом этапе учебные кабинеты существовали при всех мужских учебных заведениях, а при женских — только в гимназиях, оборудованы были крайне редко. Так, в физическом кабинете Красноярской женской гимназии в 1893 г. было только 66 приборов и инструментов, а пособий для преподавания естественной истории — 52. Воспитанницы гимназии «при изучении курса физики по мере необходимости пользовались пособиями из физического кабинета мужской гимназии».
На рубеже веков оборудование учебных кабинетов не вполне удовлетворяло задачам обучения. В женских прогимназиях физических кабинетов не было совсем, но имелись естественноисторические кабинеты. В наиболее богатой в материальном отношении Иркутской прогимназии в 1900-1901 учебном году в естественноисторическом кабинете было только 153 предмета.
Уже этот краткий перечень учебных заведений показывает, что в период после 1908 г. оснащённость кабинетов мужских учебник заведений была значительно лучше, чем в предыдущие годы, и позволяла проводить практически все необходимые по программе опыты и обеспечивает наглядное обучение в нужном объёме.
Статьи по теме:
Методы изучения коллективных явлений
Процессы воспитания, обучения носят коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения – массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также ...
Основные подходы к изучению вопросов культуры в школьном курсе истории
Сегодня сложились разные подходы к предъявлению историко-культурного материала в школе, но на практике он обычно является простым дополнением к общей картине исторического развития. Между тем без его полноправного с событийной историей усвоения создать у учащихся полноценный образ эпохи невозможно. ...
Профессионально-ориентационная работа юннатского движения на примере рДЭБЦ мо кбр
В настоящий период, когда уже определена стратегия развития учреждений системы дополнительного образования эколого-биологического профиля, деятельность РДЭБЦ, как республиканского координационного центра, ведется по многим направлениям. Прежде всего, это программно методическая и информационная под ...