С целью проверки положений, изложенных в теоретической части исследования, была проведена опытно – экспериментальная работа. Экспериментальной базой исследования была МОУ СОШ № 34 г. Тула, 3 «Б» класс. Учебник русского языка по программе М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка».
Целью опытно - экспериментальной работы явилось выявление изученности лингвистических терминов младшими школьниками на уроках русского языка.
Критериями изученности терминов можно считать:
Объем знаний, имеющий своим показателем количество освоенных терминов;
Качество сформированных знаний о термине, имеющее своими показателями глубину, осознанность, динамичность.
Способность применить на практике, показателями которой можно считать правильность, самостоятельность выполнения действий по применению знаний на практике.
В эксперименте принимали участие ученики 3 "Б" класса - 24 человека. Выявить уровень знаний детей о словах с противоположными значениями удалось на одном из уроков русского языка, который был посвящен повторению пройденного во 2 классе.
К концу II класса по программе М. С. Соловейчик ученики должны усвоить новые термины: орфограмма, интонация, текст, корень, окончание, антонимы, приставка, суффикс.
Для выявления изученности младшими школьниками лингвистических терминов были предложены следующие задания:
«Дай определение терминам»;
«Сгруппируй данные термины»;
«Тест»
В ходе эксперимента велось наблюдение за динамичностью и самостоятельностью выполнения заданий.
Задание №1 «Дай определение терминам»
Цель – выявить количество терминов, освоенных школьниками.
Материал: бланки с терминами (орфограмма, интонация, текст, корень, окончание, антонимы, приставка, суффикс), которым нужно дать определение.
Форма проведения:
Письменный опрос, в ходе которого детям предлагается дать определение следующим терминам:
Орфограмма – это
Интонация – это
Текст – это
Корень – это
Окончание – это
Антонимы – это
Приставка – это
Суффикс – это
Была использована бальная система для оценки объема знаний учащихся о термине. При этом оценивалось каждое определение.
2 балла дается, ответ учащегося соответствует содержательной стороне близкой к пониманию данного термина.
1 балл дается, если ответ учащегося базируется на ошибочном выделении существенных признаков данного термина, а так же подменой определения данного термина другим.
Результаты заносились в таблицу.
Обработка результатов: из 24 учащихся 3 «Б» класса МОУ СОШ №34 г. Тула 19 детей в полной мере обладают знаниями о данных терминах, у 5 есть пробелы в знаниях. Например, Николай С. термин «интонация» переиначивает (ответ: медленное или быстрое произношение). Ирина П. выполнила наиболее полно только 3 задания, это свидетельствует о том, что полнота знаний в области лингвистических терминов не сформирована.
Задание №2 «Сгруппируй термины»
Цель – выявить глубину знания термина, его осознанность, умение применить на практике имеющиеся знания.
Материал: бланки со списком терминов (орфограмма, интонация, текст, корень, окончание, антонимы, приставка, суффикс), которые надо разделить на группы.
Форма проведения:
Письменный опрос, в ходе которого детям предлагается разделить термины на 5 групп:
Части слова –
Правописание –
Синтаксис –
Фонетика –
Лексика –
Была выстроена система уровней правильности выполнения задания, где отличный уровень – 8 баллов; средний – от 5 до 7 баллов; низкий – от 0 до 4 баллов. За каждое правильно отнесенное слово давалось по 1 баллу. Данные заносились в таблицу.
Статьи по теме:
Педагогический контроль: сущность, характеристика,
виды
Представление о проверке знаний школьников как об отдельной составляющей образовательного процесса имеет принципиальное значение. Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения. Особенно важно осуществлять его после прохождения к ...
Механизм творческого воображения. Понятие воображения
Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения. Итак, «воображение – э ...
Организация и описание психодиагностической
процедуры
Объем обследуемой выборки составляет 50 человек (от 15 до 17 лет; средний возраст – 16 лет) из них 23 девочки и 27 мальчиков, все обследуемые являются учащимися школы № 73 г. Челябинск Для определения объёма выборки ориентировались на условие, согласно которому объём обследуемой выборки не должен б ...