В последние годы наблюдаются общемировые тенденции перехода от индустриального к информационному обществу, в связи с чем выдвигаются новые требования к системе образования. Стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. Модернизация образования, происходящая в нашей стране, ориентирована, прежде всего, на развитие личности обучаемого это главная цель и смысл образования.
К числу важнейших задач модернизации школьного образования следует отнести разностороннее развитие детей, их творческих способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности адаптироваться к меняющимся социальным условиям жизни общества. Решение этих задач невозможно без дифференциации содержания школьного образования, реализации профильного обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их планами получения профессии.
Система профильного обучения включает в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные курсы. Разработка их методического обеспечения, входящим в подсистему дополнительного образования детей, является сейчас актуальной задачей.
В настоящее время в нашей стране разрабатываются образовательные стандарты второго поколения, в основу которых положена деятельностная парадигма образования (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин). Базовым положением деятельностного подхода служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Представление о функциях, содержании и видах универсальных учебных действий должно быть положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса. Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения должно учитывать цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий. Развитие универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный курс, в том числе и элективный, имеет свои возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.
В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют пять блоков: личностный, регулятивный, познавательный, знаково-символический, коммуникативный.
Методики, способствующие формированию и совершенствованию универсальных учебных действий в процессе обучения математике, еще недостаточно разработаны. Важно отметить, что элективный курс достаточно удобный с точки зрения формирования УУД вид занятий, поскольку при его разработке учитель может отобрать именно тот теоретический и задачный материал, который для этого необходим.
Знаково-символические УУД, в частности, действие моделирования, могут быть наиболее эффективно сформированы именно в процессе изучения математики. При этом разделы дискретной математики являются важнейшим источником большого числа разнообразных моделей. В качестве содержания элективного курса "Элементы дискретной математики”1 нами были выбраны разделы "Комбинаторика" и "Основы теории графов”. Остановимся подробнее на научной и практической значимости выбранного материала.
Статьи по теме:
Перспективы развития системы дошкольного образования
Охарактеризуем тенденции развития дошкольного образования России, его перспективы, опираясь на данные, опубликованные в работе Л.А. Парамоновой. Произошедшие резкие изменения в общественной, экономической, социальной и демографической ситуации в стране привели к следующему – увеличилось число семей ...
Методика проведения самостоятельной работы, развивающей творческую активность
учащихся на этапе текущего повторения
Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Важным ...
Психологическая характеристика особенностей
развития детей в возрасте 10-12 лет
Возрастной период 10-12 лет заключает в себе большие возможности для развития полноценной личности. Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, опр ...