В настоящее время, когда перед педагогической теорией и практикой встали проблемы демократизации школы, создания системы вариативного образования, повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения, изучение и обобщение не только опыта современной школы, но и богатейшего наследия прошлого становится актуальным
Процесс развития среднего образования в России происходил в условиях экономических рыночных отношений, отсутствия монополии государства на образование, широкого простора для проявления общественной и частной инициативы, педагогического плюрализма и т.д. — того, что все более характеризует современную систему образования в целом, однако на ином витке развития общества. Эта своеобразная параллель дополнительно актуализирует исследование историко-педагогического наследия.
Анализ работ, в которых отражена история среднего образования в России конца XIX — начала ХХ вв., показывает, что она не изучена в достаточной мере даже на материалах средних учебных заведений европейской части России. Средняя школа Восточной Сибири изучена еще меньше. Поэтому мной сделана попытка хоть в какой-то мере восполнить этот пробел на материале средних учебных заведений региона означенного периода.
Не претендуя на исчерпывающую полноту изложения, мы поставили для решения следующие задачи: раскрыть особенности социально-экономического развития и политического положения Восточной Сибири в конце XIX — начале ХХ вв.; выявить особенности проявления факторов и условий развития среднего образования Восточной Сибири того периода; дать историка - педагогический анализ этапов развития среднего образования в регионе; охарактеризовать развитие средней школы Восточной Сибири исследуемого периода; раскрыть признаки положительных изменений в организации учебного и воспитательного процессов в средней школе региона; оценить значение педагогического опыта этих учебных заведений для нужд современного образования.
В книге сделана попытка раскрыть историко-педагогический опыт средних учебных заведений во всем его многообразии, показав живую школу с ее сильными и слабыми сторонами. В первой главе раскрыты особенности социально-экономического развития и политического положения Восточной Сибири в конце XIX – начале ХХ вв.; выявлена специфика проявления факторов и условий развития средней школы Восточной Сибири того периода; дан анализ этапов развития среднего образования в регионе, учебно-материальной базы школ, их кадрового состава и учащихся. Во второй главе дан анализ содержания и организации учебно-воспитательного процесса в средней школе региона исследуемого периода. Определены особенности развития содержания и организации учебно-воспитательного процесса в ней в сравнении со школой Европейской России. Выявлены основные тенденции и закономерности данного процесса. Проанализированы перспективные направления и концепции; раскрываются признаки позитивных и негативных изменений в организации учебно-воспитательного процесса средней школы в конце ХIХ – начале ХХ вв.; обобщаются организационные, содержательные и методические аспекты решения ряда проблем средней школы, данного периода. Установлены и описаны новые историко-педагогические факты.
Фактическим материалом послужили законодательные акты царского правительства, Временного правительства, Сибирского правительства, Совета народных комиссаров; циркуляры, распоряжения, программно-методические документы и материалы Святейшего Синода, Министерства народного просвещения; материалы педагогических съездов; распоряжения Иркутского генерал-губернатора по учебному ведомству и т.д.
Конкретно-исторические условия развития средних учебных заведений Восточной Сибири были воссозданы на основе исследования трудов исторического, экономического, этнографического и статистического характера работ историков, краеведов и педагогов дореволюционного периода; монографических трудов, статей и диссертационных работ на материале средней школы европейской части России, выполненных в советский период, общей и педагогической периодической печати конца XIX - начала ХХ вв. Важнейшими источниками являются архивные документы Госфондов России, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей.
Статьи по теме:
Методика формирования
патриотизма и гражданственности школьников среднего звена
На основании полученных данных была организована и проведена работа, направленная на формирование патриотизма и гражданственности школьников 6 класса. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического восп ...
Анализ различных подходов к исследованию самостоятельной деятельности
учащихся в процессе обучения
Проблема самостоятельной деятельности учащихся и средств ее организации в структуре урока имеет свою богатую историю и свои традиции в теоретическом освещении и реализации ее основных положений в практике работы школы. Первое направление начинается с глубокой древности. Его представителями можно сч ...
Становление древнерусской народности и государственности в Киевский период Х
- ХШ вв
Киевский период X - XIII в.в. занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение. Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского вл ...