Несмотря на трудности, с которыми пришлось сталкиваться средним учебным заведениям, их положение постепенно улучшалось и становилось всё более устойчивым. Одним из показателей устойчивости является постепенный рост числа учащихся в этих заведениях. К 1 января 1891 г. в четырёх мужских гимназиях было 773 учащихся, в трех реальных училищах было 215 учащихся и в 13 женских гимназиях и прогимназиях - 1576 воспитанниц. Всего 2564 чел. Особенно следует выделить данные, показывающие рост количества учащихся в мужских гимназиях в период с 188 по 1891 гг. Этот рост составил 162 чел. (1,3 раза), в то время как по России в целом и в Западной Сибири в частности наблюдалось сокращение количества учащихся. В России с 1882 по 1895 гг. сокращение составило 2888 чел. а в Западной Сибири с 1881 по 1891 гг. - 41 чел.
Закрывая приготовительные классы, директора гимназий и прогимназий вскоре начали ходатайствовать перед высшим учебным начальством об открытии приготовительных классов и изыскивать на их содержание средства. Так, Красноярская гимназия, закрыв приготовительный класс в 1888 г., вновь открыла его в 1889 г.
Развитие капиталистических общественных отношений способствовало пробуждению сознания трудящихся Восточной Сибири на втором и особенно на третьем этапах, ставших теперь усиленно тянуться к знаниям. Ярким свидетельством тому является количественный рост числа учащихся.
Развитие капиталистических производственных отношений оказало большое влияние на процесс перерастания средней школы региона из сословной в классовую. Это было своеобразное приближение среднего образования к требованиям буржуазного общества. Суть данного явления заключалась в том, что классовая школа юридически являлась доступной для всех слоёв населения. Для обучения в ней не требовалось никаких сословных привилегий; надо было лишь вносить необходимую плату за обучение и нести все расходы по содержанию обучающегося. При таком положении дела появилась возможность создания единой школы.
Развития системы образования в регионе по сословному составу в мужских учебных заведениях самой многочисленной была группа детей дворян и чиновников, в женских гимназиях и прогимназиях — группа детей средних и низших городских сословий. В 1890 г. в Читинской гимназии дети чиновников составляли 44,1 %, дети лиц духовного звания — l,4 %,дети средних и низших городских сословий — 35,2 %, дети сельских сословий — 19,З %.
В реальных училищах количество детей дворян и чиновников к 1900 г. снизилось до 35,2% в Троицкосавском реальном училище, до 40,1% — в Якутском и до 32,1% — в Нерчинском, в то время как дети городских сословий составили в этих же училищах соответственно 49,7, 45,3 и 51,6%. Изменение сословного состава учащихся реальных училищ делало их более демократичным типом средней школы по сравнению с классической гимназией.
В женских гимназиях и прогимназиях, как и вначале 90-х гг., преобладали дети городских сословий. Однако процентное соотношение детей городских сословий увеличивалось, а детей дворян - уменьшалось. Так, в 1907 г. по сравнению с 1896 г. в Иркутской второй гимназии количество детей чиновников снизилось с 35,7 до 28,7%, а детей городских сословий увеличилось с 41,9 до 44,1%. В Енисейской гимназии, по данным за эти же годы, число дворянских детей уменьшилось с 26,7 до 18,5%, а детей городских сословий увеличилось с 54,8 до 62%. В отличие от мужских учебных заведений, в женских школах росло количество крестьянских детей. Так, в 1896 г. в Иркутской гимназии детей крестьян было 7,5%, а в Енисейской - 9,6 %; в 1907 г. - соответственно 10,4 и 14,7%.
В период, начавшийся после поражения революции 1905-1907 гг., произошёл перелом в пользу классовой школы не только в женских школах, но и в мужских. В реальных училищах это было предопределено их более быстрым ростом по сравнению с мужскими гимназиями и их меньшей престижностью. Процесс демократизации школьной жизни определялся во многом изменениями контингента учащихся. При довольно ограниченной численности населения дворянского сословия в Восточной Сибири такой фактор имел известное значение.
В коммерческих училищах с самого начала их существования мог обучаться любой ребенок школьного возраста, имеющий достаточную подготовку и способный оплачивать пребывание в школе.
В период после 1908 г. в связи с развитием сельского хозяйства по капиталистическому пути вырос спрос на среднее образование и в деревне. Крестьянство, в первую очередь зажиточное, теперь также проникается стремлением дать своим детям более солидное, чем начальное, образование. Поэтому, несмотря на то что средние учебные заведения находились в городах, а значит, требовали от сельского жителя дополнительных расходов на обучение своего ребенка, количество детей сельских сословий в средних школах постепенно росло. .
Статьи по теме:
Эволюция школьного социогуманитарного образования и
обществоведение
Трудный, противоречивый, многоплановый процесс становления российской государственности 1991-1999 гг. с его многовекторной направленность государственной образовательной политики, полностью отразился на структурно-содержательном аспекте школьного обществоведческого образования. Ни один цикл учебных ...
Рекомендации по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения
родителей на уроках естественно-географического цикла
Исходя из изученного и представленного в данной работе теоретического материала и результатов диагностики, можно определить ряд рекомендаций для учителя по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на уроках естественно-географического цикла. Повышение мотивации обучени ...
Теория дооперационального мышления
Стадией дооперационального мышления в теории Ж. Пиаже является период от 2,5 до 6 лет. В этот период ребенок постепенно овладевает логическим и систематическим мышлением. Задачей данного периода, согласно Пиаже, является преобразование мыслительных процессов в систему умственных операций. По Пиаже ...