Методические приемы, используемые в обучении решению текстовых задач

Страница 1

Методика обучения текстовых задач, которая ориентирована на формирование у учащихся обобщенных умений:читать задачу, выделять условия и вопрос, известные и неизвестные величины, установить взаимосвязь между ними и на этой основе выбирать те математические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи.

Учащиеся знакомятся с текстовой задачей только после того, как у них сформированы, те знания, умения и навыки, которые необходимы им для овладения обобщенными умениями решат ь текстовые задачи.В их число входят:

а) навыки чтения;

б) усвоение конкретного смысла действия сложения и вычитания, отношение «больше на», «меньше на» разностного сравнения.

в) приобретение опыта в соответствии предметных, вербальных, графическихи символических моделей;

г) сформированность приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение);

д) умение складывать и вычитать отрезки;

е) знакомство со схемой, как способом моделирования.

Такая подготовительная работа позволяет построить методику формирования обобщённых умений для решения текстовых задач адекватно концепции курса и сориентировать тем самым процесс их решения на развитие мышления младших школьников.

При обучении младших школьников математике решению этих задач уделяется большое внимание. Это обусловлено следующим:

1. В сюжетах находят отражение практические ситуации, имеющие место в жизни ребенка. Это поможет ему реальные количественные отношения между различными объектами и тем самым углубить свои представления о реальной действительности.

2. Решение этих задач позволяет ребенку осознать практическую значимость тех математических понятий, которыми он овладевает в начальном курсе математике.

3. В процессе их решения у ребенка можно формировать умения, необходимые для решения любой математической задачи.

Процесс решения текстовой задачи предполагает прежде всего анализ ее текста. Целью анализа является выделение условия, вопроса, известных, неизвестных, выявление отношения между ними и выбор арифметического действия, выполнение которого позволяет ответить на вопрос задачи. Простые задачи решаются сначала на предметном уровне, практически с помощью счета и пересчитывания, затем дается, затем дается образец записи решения задачи в виде числового равенства.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что изучение текстовых задач, которые ориентированы на формирование у учащихся обобщенных умений: читать задачу, выделять условия и вопрос, известные и неизвестные величины, установить взаимосвязь между ними и на этой основе выбирать те математические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи - сложный процесс, который требует больших умственных затрат учащихся. В помощь ученику предлагается тетрадь с печатной основой.

Во 2 классе дети знакомятся со структурой задачи, овладевают умением решать текстовые задачи.

Для формирования умения решать текстовые задачи, которые включают в себя умения: читать задачи( выделять условие, вопрос, известные и неизвестные); устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом и выбирать арифметические действия для ее решения, используются специализированные упражнения (задания), вариативность которых обеспечивается разнообразными методическими приемами.[10,199]

Методическая интерпретация современных тенденций развития начального образования и их реализация в учебниках позволяет рассматривать учебно-методический комплект по математике Н.Б. Истоминой как источник интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, его познавательных интересов, умения общаться со взрослыми и сверстниками, как возможность полнее выражать свои мысли и чувства. Реализованные в учебниках методические подходы к организации учебной деятельности школьников создают условия для понимания ребёнком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, обеспечивают ситуации успеха за счёт мер по целенаправленному преодолению трудностей обучения.

В числе этих мер следует назвать:

· логику построения содержания курса, нацеленного на усвоение понятий и общих способов действий, которая на доступном для младшего школьника уровне обеспечивает осознание им причинно-следственных связей, закономерностей зависимостей в рамках содержания учебного предмета;

· способы, средства и формы организации учебной деятельности младших школьников;

· систему учебных заданий, которая учитывает как особенности содержания учебного предмета, так и психологические особенности младших школьников и соблюдает баланс между логикой и инструкцией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.

Учебно-методический комплект оснащён методическими рекомендациями, разъясняющими учителю основные идеи курса, и, таким образом, повышающими уровень профессиональной компетентности учителя и формирующим у него новое педагогическое сознание, адекватное современным тенденциям развития начального образования.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Особенности обучения одаренных детей и пути развития их одаренности
При достаточном внимании к проявлениям интеллекта и познавательным потребностям ребенка, а также использовании взаимодополняющих методов диагностики можно выявить детей с незаурядными умственными возможностями. Тогда сразу же встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному ...

Особенности личностно-ориентированного подхода к процессу музыкального образования и воспитания в условиях программы "Мир музыки"
В современной технократической цивилизации музыкальное образование отодвигается на второстепенный план. Между тем, новые достижения педагогики и психологии доказали важнейшую роль музыкальных занятий не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей. Чтобы стать личностью, человеку н ...

Речевой портрет современного педагога
Каким должен быть педагог нового столетия? В общественных дискуссиях последних лет выделяются разные (нередко противоречивые) характеристики. Одно несомненно, современный педагог должен безупречно владеть родным языком. Д. С. Лихачев не раз говорил о значимости речевого портрета личности: «Вернейши ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru