1) субъективность или объективность восприятия ученика учителем;
2) видит ли учитель в ребенке прежде всего личность или ученика;
3) самоощущение учителя в присутствии учащегося;
4) влияние, которое учитель может оказать на ученика или оказывает;
5) наличие или отсутствие прогностических оценок;
6) видение детей в системе их взаимодействий с окружающими;
7) владение специальными категориями психологического анализа личности ребенка.
Ответы испытуемых на первый, второй, пятый вопросы позволили нам определить наличие развития их направленности личности. Ответы на третий, четвертый вопросы развитие Я-концепции; ответы на шестой и седьмой вопросы позволили определить наличие рефлексивно-перцептивных знаний, умений педагогов. Для выявления сущностных характеристик социально-перцептивной компетентности педагогов нами был использован метод экспертной оценки.
Качественный анализ полученных результатов позволил выделить некоторые характерные описания портретов своих учеников у разных педагогов. Так, для 17% педагогов данное задание оказалось трудновыполнимым. Их описания являются небольшими по объему, фиксируют лишь внешние характеристики учеников, отличаются общими формулировками, например: "N. невысокого роста, светловолосая, с голубыми глазами, спокойная .".
Для второй группы (39%) характерно поверхностное описание личности ребенка, изобилующее общими характеристиками, хотя отмечаются его особенности по каким-то параметрам, например ".сообразительный, беспокойный, задиристый.". Прогностические оценки и перспективы развития детей либо шаблонны, либо отсутствуют.
Третья группа (33%) характеризуется выделением в своих портретах индивидуальности ребенка, признанием его ценности, но в их описаниях большое место занимают недифференцированные характеристики, например "хороший ученик, обычная внешность и т. п.". Прогностические оценки и перспективы развития ребенка даны в общем плане: "Необходимо дружелюбное отношение взрослых, больше личных бесед .".
Для четвертой группы педагогов (11%) характерно выделение своеобразия личности ребенка, подчеркивание его индивидуальности, наличие прогностических оценок, рассмотрение условий для оптимального развития человека. В психологических портретах своих учеников педагоги отмечают и нравственные качества (например, принципиальный, добрый, ответственный), и интеллектуальные (например, способный, смышленый, умный), и волевые (например, настойчивый, несдержанный, рассеянный), и индивидуально-стилевые особенности личности (например, замкнутый, раскованный, медлительный). Педагогов данной группы отличает глубина фиксируемых качеств личности, понимание мотивации и поведения, а также безоценочное принятие ребенка. Эксперты высоко оценили у педагогов данной группы богатство и разнообразие психологического словаря, использование в основном положительных характеристик, а также фиксирование изменений в результате взаимодействия педагога с ребенком как в личности ребенка, так и в собственной "Я-концепции".
Чем многомернее модель личности ученика, которой оперирует учитель в процессе взаимодействия с учащимися, чем она более дифференцирована и структурирована, тем адекватнее оценка учителем личностных качеств учащихся, тем более гибка и многообразна система воспитательных взаимодействий учителя и ученика, тем эффективнее реализация развивающей функции обучения. И, наоборот, ограниченный, суженный ряд психологических характеристик личностных особенностей учащихся определяет неадекватность отражения учителем личностных особенностей учеников, приводит к неправильному представлению о своеобразии их индивидуальных особенностей, ошибочной трактовке мотивов поведения, способностей, причин тех или иных поступков, что, в свою очередь, приводит к "потере" личности ученика, к созданию условий, тормозящих ее развитие.
Статьи по теме:
Содержание работы по формированию элементов воображения
В работе по формированию элементов воссоздающего или творческого воображения у детей с отклонениями интеллекта мы выделили три направления: развитие у детей начальных форм сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений); развитие эмоционально-положительного отношения к изобразительной дея ...
Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении
В педагогической литературе указывается на то, что в истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения педагогического процесса. В 20-30-е гг., когда система общественного дошкольного воспитания еще только развертывалась, педагогический процесс строился по организующим ...
Краткая история развития правил дорожного
движения и техники его регулирования
В настоящее время в большинстве стран мира правила дорожного движения в своей основе близки, поскольку они базируются на международных Конвенциях о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах 1968 г. В разработке этих Конвенций принимали активное участие и советские специалисты. Тем не менее, ...