3) профессиональная Я-концепция как относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе;
4) эффективность взаимодействия с детьми во многом определяется целым рядом характеристик в интеллекте, эмоциональной, волевой сферах его личности. Важными качествами педагога являются наблюдательность, проницательность, доброжелательность и открытость.
Содержанием социально-перцептивной компетентности является совокупность трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого.
В когнитивный блок мы включаем прежде всего знания человека о себе не только с точки зрения выполняемой социальной роли, но и как субъекта общения. Познание педагогом личности учащегося может существенно затрудняться при неглубоком знании педагогом собственной личности, своих сильных и слабых сторон; установок, индивидуальных особенностей реагирования в различных ситуациях взаимодействия. В когнитивный блок также входят знания человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Пользуясь этими знаниями, педагог на основе внешнего облика ребенка может сделать выводы о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее настраивается на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку. гуманистический учитель педагог ученик
Важным в познании другого человека являются также знания возрастной психологии детей, подростков, юношей, а также знания закономерностей, механизмов и процессов восприятия эталонов и невербальных проявлений личности.
В поведенческом блоке наиболее значимым является такой способ поведения, как самораскрытие педагога. Человек идет на риск быть самим собой, без "маски", не стремится выглядеть лучше или хуже, чем он есть. Эффективность педагогического общения во многом зависит от умения владеть механизмами восприятия: идентификация, эмпатия, децентрация, каузальная атрибуция, рефлексия, умения преодолевать стереотипы в восприятии.
В аффективном блоке наиболее важными компонентами мы считаем позитивное самоотношение, самопринятие и самооценку. Следует заметить, что самопринятие не тождественно самооценке. Самооценка это отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств, которое основывается на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Самопринятие заключается в принятии себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств. Важным компонентом в аффективном блоке является эмпатия то есть эмоциональное вчувствование или сопереживание другому человеку. Через эмоциональный отклик педагог понимает внутреннее состояние учащегося. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и чем лучше он способен понять право на существование этих разных точек зрения.
С целью выделения критериев и уровней развития социально-перцептивной компетентности нами был проведен контент-анализ 268 свободных сочинений педагогов "Как я воспринимаю ребенка?". Ответы давались в форме свободных сочинений. В результате выделены устойчивые качественные признаки, по которым стало возможным группирование самоотчетов:
1) объемность самоотчетов (краткие, полные и объемные);
2) количество оценочных высказываний (положительные, нейтральные, отрицательные);
3) количество суждений (общие, неопределенные, конкретные);
4) количество оценочных суждений по поводу способности педагогов в восприятии учащихся (в области знаний, умений и навыков);
5) количество личностных переживаний по поводу эффективности познания детей (положительные, нейтральные, отрицательные).
Процент самоотчетов педагогов, содержащих элемент исследуемых признаков, является их количественным выражением. В таблице представлены данные об удовлетворенности учителем отношениями с учащимися и подготовленности педагогов к познанию детей.
Как видно из таблицы, более половины педагогов высоко оценили свою практическую подготовленность в области социальной перцепции, они отмечают, что успешно владеют приемами и техниками познания эмоционального состояния, настроения, особенностей интеллектуального развития ребенка. Несмотря на это только треть учителей считают, что имеют высокий уровень социально-перцептивной компетентности и удовлетворены отношениями с учащимися.
При изучении содержания социально-перцептивной компетентности педагогам предъявлялись задания, связанные с решением конкретных педагогических ситуаций. Они включали в себя описание психологического портрета ученика. В задании требовалось создать психологический портрет реального или условного ученика, чтобы были описаны наиболее успешные с точки зрения педагога способы педагогического общения. Основными критериями выполнения задания стали следующие:
Статьи по теме:
Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
Подавляющее большинство учащихся специальной (коррекционной) школы, особенно младших классов, любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием рисуют, отмечает И.А. Грошенков (1993). Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Этот ...
Структура классного собрания
Структура классного собрания может быть следующей. 1. Представление обсуждаемой проблемы (классным руководителем или учащимися). 2. Изложение информации по проблеме. 3. Начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы .», «Результат получился таким, потому что .» 4. Предложение решения ...
Психофизиологические основы игровой деятельности детей младшего дошкольного
возраста
Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развит ...