Модель социально-перцептивной компетентности педагога

Аналитическое образование » Модель социально-перцептивной компетентности педагога

Страница 1

Переход к системе образования, центрированной на человеке, делает проблемы культивирования человеческого достоинства, сохранности здоровья человека первоочередными.

Идея реформации школы и, в частности, психологической подготовки учителя предполагает, что предметом содержательной подготовки учителя должны быть не психологические функции и даже не личность ребенка сама по себе, а процессы психотехнического и диалогового взаимодействия с психикой, душой, личностью ребенка. Важным условием реализации гуманистических принципов взаимодействия учителя с учащимися является формирование у педагога целостного, глубокого и разностороннего образа личности ребенка-ученика, обеспечивающего реализацию индивидуально-ориентированного подхода к каждому отдельному ученику. Такое личностно-ориентированное обучение возможно при наличии у педагога социально-перцептивной компетентности, которая состоит в овладении учителем умениями особым образом структурировать научное и практическое знание о ребенке в целях лучшего его понимания и развития.

Нами разработана теоретическая модель социально-перцептивной компетентности педагога. Необходимость ее моделирования продиктована следующими факторами:

1) признавая социально-перцептивную компетентность значимым фактором профессионального развития личности педагога, вместе с тем мы отмечаем неразработанность ее теоретических основ;

2) обобщение эмпирического материала эксперимента исследования, практика подготовки педагогов, анализ их профессиональной деятельности диктуют настоятельную потребность в теоретическом осмыслении проблем социально-перцептивной компетентности.

Теоретическая модель социально-перцептивной компетентности содержит в себе следующие компоненты: цель достижение профессионализма в профессиональной деятельности педагога; гуманистическая направленность личности педагога; положительная Я-концепция; рефлексивно-перцептивные способности, знания, умения.

В модели цель рассматривается нами как фактор, объединяющий в единое целое все ее сущностные характеристики и компоненты. Цель сохраняется в течение всего времени профессионального развития личности педагога и представляет собой перспективный образ достижения профессионализма в педагогической деятельности.

Современное состояние исследований познания человека человеком состоит в углубленном изучении межличностного понимания как процесса формирования ценностно-смысловых позиций партнеров, то есть от монологической (субъект-объектной) схемы анализа к диалогической (субъект-объект-субъектной). Общение как диалог разворачивается в условиях адекватного отражения, познания и понимания людьми друг друга [2]. Психологически грамотное восприятие учителем ученика помогает установить на этой основе взаимопонимание, эффективное взаимодействие и способствует развитию личности ребенка. Центральным звеном функциональной структуры педагогического общения является система положительных (личностных) отношений учителя и ученика друг к другу, основанная на безусловном принятии друг друга как ценностей самих по себе и оптимистичности прогноза развития и совершенствования.

Анализ психологической литературы позволил нам определить социально-перцептивную компетентность педагога как представленность в его сознании знаний, опыта самопознания и познания личностных черт, особенности поведения, эмоционального состояния ребенка, а также способность особым образом структурировать эти знания, адекватно понимать и принимать личность ребенка с целью его развития.

Сущностными характеристиками социально-перцептивной компетентности педагога являются:

1) гуманистическая направленность личности педагога, понимаемая нами как устойчивая система мотивов, включающая в себя доминирующий мотив стремление к самоактуализации (А. Маслоу), потребность в общении, любовь к детям (Л. М. Митина), определенную педагогическую позицию (А. А. Бодалев), совокупность позитивных ценностей учителя понимание важности и значимости каждого человека, свобода личностного выбора и личностной ответственности за последствия этого выбора (К. Роджерс);

2) рефлексивно-перцептивные способности, умения, включающие в себя умения познать собственные индивидуально-психологические особенности, умения оценивать свое психическое состояние, умения осуществлять разностороннее восприятие и адекватное познание учащихся. Как и любые умения, эти умения основаны на системе соответствующих знаний, таких, как знание закономерностей и механизмов межличностного познания, знание рефлексии, знание возрастной психологии. По нашему мнению, в систему этих знаний также входят знание своих мотивов, потребностей, установок; знание индивидуальных различий в невербальных проявлениях; знание индивидуальных особенностей речевого поведения; знание особенностей восприятия педагогической ситуации; знание основных эмоциональных состояний и их внешнее выражение; знание защитных механизмов; знание основных подходов к осуществлению прогноза развития ситуации взаимодействия с ребенком;

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Виды воображения
Авторы учебного пособия И.В. Дубровина и др. (1999) выделяют следующие виды воображения. Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грёзы, состояния «безумного отдыха». Так, образы во сне рожда ...

Виды логических операций
Логика, как самостоятельная наука оформилась в трудах греческого философа Аристотеля (384 - 322 г. до н.э.). Он систематизировал известные до него сведения, и эта система стала впоследствии называться формальной или Аристотелевой логикой. Формальная логика просуществовала без серьезных изменений бо ...

Развитие фонематических процессов у младших школьников в норме и при нарушениях произносительной стороны речи
Младший школьный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Главным новообразованием становиться новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Младший школьный возраст характеризуется ин ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru