Творческие работы при обучении математике - это такие работы, при выполнении которых ученик открывает новое для себя. Они служат формированию у учащихся интереса к предмету, воспитанию положительного отношения к учению, развития математического мышления. В ходе выполнения таких работ школьник учиться раскрывать для себя новые стороны изучаемых явлений, высказывает собственные суждения, на основе применения личного опыта и анализа исходных данных находит путь решения задачи, доказательства теорем, делает выводы.
К творческим работам относятся:
а) решение задачи и доказательство теоремы нестандартным, новым для ученика способом;
б) решение задач несколькими способами;
в) составление задач, примеров самими учениками;
г) математические сочинения и т.д.
Развитию творчества способствуют вариативные задания, которые содержат элементы творческой познавательной деятельности, требуют осуществления поиска, проявления более высокого уровня самостоятельности.
Например:
А) Вертолёт преодолел расстояние между городами в 510 км при попутном ветре за 3 часа, а при встречном ветре за 4 часа. Поставьте вопрос и решите задачу.
К этой задаче можно поставить два вопроса:
1) какова скорость ветра?
2) чему равна собственная скорость вертолёта?
Если к задаче поставлен второй вопрос, то задача может быть решена двумя способами:
I. 510 км : 3 ч = 170 км/ч - по ветру;
510 км : 4 ч = 127,5 км/ч - против ветра;
170 км/ч - 127,5 км/ч = 42,5 км/ч
42,5 км/ч : 2 = 21,25 км/ч
170 км/ч - 21,25 км/ч = 148,75 км/ч - собственная скорость.
II. Vвертолёта;
V= (км/ч),
т.к. Vвертолёта +Vветра, Vвертолёта - Vветра.
Творческие задания могут быть длительными по времени, например, математические сочинения, которые требуют от учащихся:
а) знания дополнительной литературы;
б) умения обобщить прочитанный материал;
в) владения определённым художественным вкусом при оформлении работы и т.д.
Например, в 5-6 классах можно предложить такие темы:
1) Простые числа;
2) Прямоугольники различного вида;
3) Где в жизни мы встречаемся с дробями;
4) Симметричные фигуры.
Для учащихся старших классов:
1) Уравнения и функции;
2) Способы решения квадратных уравнений;
3) Теорема Пифагора и способы её доказательства;
4) Развитие числа и т.д.
Методика проведения домашних сочинений по математике: для развития навыков самостоятельности в работе рекомендуется 1-2 раза в году предлагать учащимся написать домашнее сочинение (письменный зачёт) по математике на пройденную тему. Темы сочинений распределяются в шахматном порядке. Учащимся даётся план сочинения и примеры, которые надо решить. На написание сочинения рекомендуется давать не более двух недель. Написанное сочинение проверяется, и оценки выставляются в журнал.
Следует провести выборочный опрос учащихся по выполненным работам. Они должны устно ответить на некоторые вопросы по выбору учителя, решить один из примеров и построить некоторые графики из своего сочинения. Это способствует большей осознанности при выполнении работы.
В практике обучения математике хорошо зарекомендовали себя самостоятельные работы, для выполнения которых требуется 10 – 12 минут. В течение этого времени учитель проверяет усвоение изучаемого материала, что помогает вовремя ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учащихся. Чаще предлагают самостоятельные работы (два варианта) лишь к некоторым разделам, хотя целесообразно использование самостоятельных работ при изучении всех разделов и даже на каждом уроке.
Более эффективны самостоятельные работы с единой основой, которая в зависимости от уровня подготовки учащихся корректируется с помощью наборов указаний к выполнению предложенного упражнения. При подборе упражнений следует исходить из трех уровней усвоения знаний, умений и навыков: первый состоит в осознании восприятия информации ее запоминании; второй представляет собой усвоение способов применения знаний по образцу, применение знаний в знакомой ситуации; третий заключается в готовности обучающего творчески применить усвоенную информацию в новой, незнакомой ему ситуации. Приведем примеры.
Статьи по теме:
Методические основы формирования у младших школьников
умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
по окружающему миру
Период обучения в начальной школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности (культуры) личности. Младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а зате ...
Классификация игр и характеристика основных видов
Многие авторы, анализирующие игры, делали попытки их классифицировать. Обычно основанием классификации являются целевое предназначение игры, физические или духовные структуры, в ней задействованные. Исходя из этого различают игры спортивные (физические, например «Салки», «Городки», и интеллектуальн ...
Стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные
образовательные программы
Конкурс инновационных образовательных программ общеобразовательных учреждений проводился в 2006-2008 годах в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Конкурсный отбор проводился специально созданными конкурсными комиссиями при участии родителей, ассоциаций выпускников, пр ...