Классификация самостоятельных работ, их типы и виды

Страница 1

К классификации по степени самостоятельности относятся типы самостоятельных работ, разработанные П.И. Пидкасистым:

1) воспроизводящие работы по образцу;

2) реконструктивно-вариативные;

3) эвристические;

4) творческие (исследовательские).

Познавательная деятельность учащегося при выполнении воспроизводящих самостоятельных работ направлена на то, чтобы внимательно прослушать (или рассмотреть), запомнить и воспроизвести определенную информацию. Причем само воспроизведение может быть дословным и преобразующим воспроизведением.

Мыслительные операции, умственные и практические действия ученика в ходе выполнения деятельности интеллектуального или практического характера осуществляются здесь на основе умений самостоятельно вчитываться, всматриваться в текст учебника или какой-либо источник и выделять в нем тот фактический материал, который позволяет учащемуся найти ответ на поставленный учителем вопрос, решить примеры, задачу, получить новую информацию в рамках уже известных положений из наглядно – образного, наглядно-графического материала; выделить в текстуальном или наглядном материале факты, подтверждающие главные мысли, структурные элементы учебного материала или событий, явления и т.д.

Предпосылкой развития этих способностей и накапливания опыта творческой деятельности является привлечение учащихся к выполнению реконструктивно-вариативных самостоятельных работ. Выполняя подобного рода работы, они сталкиваются с необходимостью преобразований, реконструкций, обобщений, привлечения ранее приобретенных знаний и умений для решения задач (проблем), установления внутрипредметных и межпредметных связей.

Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы заставляют обучающихся воспроизводить не только отдельные функциональные характеристики знаний, но и структуру этих знаний в целом. Тем самым знания углубляются, сфера их применения расширяется, они становятся более совершенными, а мышление, выражающееся в собственных дедуктивных выводах, достигает уровня продуктивной деятельности. Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы подготавливают обучающихся к решению только части задач, подготавливают ученика к поиску способов применения усвоенных знаний. Это и составляет основу следующего типа самостоятельных работ - эвристических. В ходе выполнения этих работ познавательная деятельность учащихся направлена на разрешение проблемной ситуации, которую создает и организует учитель по ходу урока. В результате такой организации самостоятельной работы учащиеся приобретают опыт поисковой деятельности, овладевают элементами творчества.

В ходе выполнения творческих самостоятельных работ ученик обучается раскрывать новые стороны изучаемых явлений, объектов, событий, высказывать собственные суждения; самостоятельно разрабатывать тематику и методику экспериментальной работы, видеть и формулировать проблемы в заданной ситуации и т.д.

Перечисленные типы самостоятельных работ тесно связаны и взаимообусловлены.

Виды самостоятельных работ.

Наиболее часто встречаются в практике и теории обучения классификация самостоятельных работ:

1) по степени самостоятельности учащихся;

2) по степени индивидуализации;

3) по источнику знаний:

- работа с учебником;

- работа со справочной литературой;

- решение и составление задач;

- учебные упражнения;

- сочинения и описания;

- задания по схемам, чертежам, графикам;

4) по дидактическим целям и т.д.

Известны также другие типы самостоятельных работ, к которым относятся:

а) лабораторные работы;

б) практические работы;

в) самостоятельные работы с логическими заданиями, выполняемые с помощью перфокарт, с кодированными ответами;

г) самостоятельные работы в форме математических диктантов;

д) устные самостоятельные работы;

е) домашние самостоятельные работы;

ж) экскурсии.

При выполнении самостоятельных работ по образцу познавательная деятельность ученика направлена на овладение способами работы, основными умениями для последующего применения в практике. Такие работы позволяют усвоить учебный материал, но не обогащают учеников опытом познавательной творческой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Особенности развития речи детей с нарушениями слуха
Глухие дети, не имеющие дополнительных нарушений, к 6—7 годам достигают психического развития, по ряду показателей близкого к нормальному. Они хорошо владеют произвольной деятельностью, направленной на выполнение тех заданий, которые предлагает им взрослый и которые требуют от них сосредоточия вним ...

Экологическая психология и образование
Традиционно в педагогической практике процесс экологического образования детей связывается в первую очередь с их экологическим, а чаще просто биологическим просвещением и порой вовсе отождествляется с последним. При этом экологическая воспитанность рассматривается как некое обязательное следствие э ...

Сущность понятия «речевые умения» их виды
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лекси ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru