Комплексный анализ нарушений звукопроизношения позволяет выстроить научно обоснованную систему методов проведения коррекционных мероприятий, позволяет обосновать содержание и методику коррекционного обучения, дифференцировать и индивидуализировать её. В рамках исследования мной было проведёно исследование.
Объектом исследования является речь у умственно отсталых школьников.
Предметом исследования выступает особенности нарушений звукопроизношения у умственно отсталых школьников.
Цель исследования: выявить особенностей нарушений звукопроизношения умственно отсталых школьников.
Для того чтобы реализовать цель исследования, мною было проведено обследование звукопроизношения учащихся начальной школы. Эксперимент проводился с 3 по 10 сентября 2012 года на базе ГБС(К)ОУ «Такталачукская коррекционная школа-интернат VIIIвида». В исследовании принимали участие 6 учеников из 2 класса, обучающихся по «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой от 2004 года. У всех детей, участвующих в исследовании, по данным психоневролога, отмечается лёгкая степень олигофрении, по данным логопеда сформулировано заключение: несформированность языковых и речевых средств.
Для решения задач исследования в области выявлений звукопроизношения младших школьников с нарушением интеллекта я использовала диагностические материалы Натальи Михайловны Трубниковой «Структура и содержание речевой карты», разделы: «Общие сведения», «Обследование состояния общей моторики», «Обследование произвольной моторики пальцев рук», «Обследование состояния органов артикуляционного аппарата», «Обследование фонетической стороны речи». Я считаю, что диагностические материалы, предложенные Н.М. Трубниковой, позволяют наиболее полно и качественно изучить речевые отклонения в развитии детей. Они просты в использовании, не требуют длительной специальной подготовки, и могут быть основой для диагностирования как детей с сохранным интеллектом, так и для детей с нарушением интеллекта.
В основу методики исследования звукопроизношения детей я заложила принципы систематичности и последовательности, доступности и наглядности, используя такие педагогические качества как доброжелательность, терпение и выдержка, педагогический такт и умение расположить ребёнка к общению. Исследования проводились с каждым ребёнком индивидуально, после установления с ними эмоционального контакта. На каждого ребёнка составила речевую карту. Я предлагаю речевую карту одного ребёнка – Гиздуллина Марата Кашиповича, ученика 2 класса.
Общие сведения о ребёнке
1. Дата обследования: 3-10 сентября 2012 года.
2. Фамилия, имя, отчество: Гиздуллин Марат Кашипович
3. Дата рождения: 14.06.2003.
4. Домашний адрес: с. Кузякино Актанышского района.
5. Заключение психиатра: Лёгкая умственная отсталость, обусловленная перинатальным поражением ЦНС.
6. Диагноз невропатолога. Органическое эмоционально-лабильное расстройство.
7. Заключение логопеда: Системное недоразвитие речи I уровня.
8. Состояние органов слуха: в норме.
9. Данные окулиста: зрение в норме.
10. Заключение медико-педагогической комиссии: Обучение по специальной (коррекционной) программе учреждения VIII вида.
11. Посещал детский сад с 4 лет
12. Обучается в специальной (коррекционной) школе VIII вида
13. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений: При учебной нагрузке быстро устаёт, работоспособность снижена, нет устойчивости внимания. Общительный, неконфликтный, но плаксивый.
14. Данные о родителях ребенка: родители нормальные, здоровые. Семья живёт в хороших социальных условиях.
15. Общий анамнез
а) ребёнок от первой беременности;
б) беременность протекала на фоне токсикоза, повышении АД.
в) роды в 39-40 недель путём кесарево сечения, на фоне нефропатии 2-3 степени, вторичной слабости родовой деятельности, внутриутробной гипоксии плода.
г) вес при рождении 3300
д) вскармливание искусственное
16. Раннее психомоторное развитие
а) голову стал держать в 4 месяца;
б) начал сидеть с 6-7 месяцев;
в) начал ходить с 1 года 2 месяцев.
17. Речевой анамнез:
а) первые слова появились – к году, фразовая- к 4 годам.
б) логопедом не занимался;
Выводы: пренатальный период протекал с отклонениями.
Обследование состояния общей моторики ученика 2 класса Гиздуллина Марата Кашиповича
Все предлагаемые задания выполняются по показу, затем по словесной инструкции.
Таблица 1
Прием |
Содержание задания |
Характер выполнения |
1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных ПРОБ |
а) повторить 4 движения руки: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс; б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения |
- не соблюдается последовательность -движения повторяет, но объём движений неполный |
Отмечаются: неполный объём движений, не всегда сохраняется последовательность, переключения с одного движения на другое не плавные | ||
2. Исследование произвольного торможения движений |
маршировать и остановиться внезапно по сигналу |
- движения ног не чёткие, но по сигналу останавливается |
Отмечаются: плавность и точность движений обеих ног неполная, соответствие двигательной реакции сигналу. | ||
3.Исследование статической координации движений |
а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения — 5 секунд по 2 раза для каждой ноги; б) стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левей ноге, руки вперед. Время выполнения — 5 секунд |
- стоит с раскачиванием - сходит с места, касается пола другой ногой |
Отмечаются: удержание с напряжением, с раскачиванием из стороны в сторону; балансирует туловищем руками, головой; сходит с места, касается пола другой ногой; иногда открывает глаза. | ||
4. Исследование динамической координации движений |
а) маршировать чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежуток между шагами |
- выполняет скованно, неуверенно |
Отмечаются: выполняет со 2—3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка удается с трудом | ||
б) выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках. |
- выполняет очень осторожно, первые два приседания выполняет на носках, остальные 3 – на полную ступню | |
Отмечаются: выполняет правильно с напряжением, раскачиваясь, становится на всю ступню. | ||
5. Исследование пространственной организации двигательного акта |
а) повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу в обратном направлении через круг. Начать ходьбу or центра круга направо пройти круг вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла, повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа. б) то же выполнить слева; в) по словесной инструкции проделать эти же задания |
- повторяет только после второго показа, неуверенно - словесной инструкции понимает частично, выполняет движения с помощью учителя |
Отмечаются: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения. | ||
6. Исследование темпа |
а) в течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. По сигналу учителя предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны на пояс опустить. б) письменная проба: предлагается чертить на бумаге палочки в стречку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе. |
- Заданный темп удерживает только в половине определённого времени, потом темп замедляется -во вторые 15 секунд быстрее чертить палочки не получается, не может ускорить темп |
Отмечается: темп замедленный | ||
7. Исследование ритмического чувства |
а) простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок: // / / // /// / / /// // // // /// /// // /// /// // //// //// // б) музыкальное эхо Логопед ударяет в определенном ритме по ударному инструменту (бубен, барабан и т. д.) ребенок должен точно повторить услышанное |
- выполнил с двумя ошибками (неправильное количество элементов) - повторяет медленно и неуверенно |
Отмечаются: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка: повторяет в замедленном по сравнению с образцом темпе: нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке. |
Статьи по теме:
Показатели силовой и скоростно-силовой
подготовленности юношей IX и X
классов до эксперимента
Анализ результатов по показателям физической подготовленности юношей IX и X классов экспериментальной и контрольной групп свидетельствует об отсутствии, каких либо существенных различий между ними в уровне силовой подготовленности в начале педагогического эксперимента. Кроме сгибания и разгибания р ...
Проектирование работы по развитию скоростно-силовых способностей у детей с
отклонениями в поведении посредством подвижных игр
Из проведенного исследования видно, что дети с отклонениями в поведении действительно имеют низкий уровень сформированности скоростно-силовых способностей, поэтому необходимо проводить коррекционную работу. Данная работа может проводиться на занятиях, в повседневной жизни, на прогулке также в индив ...
Оптимальное развитие различных видов мыслительной
деятельности
Проблемность и другие принципы развития творческого мышления не могут быть реализованы без учета возрастных и индивидуально-типических особенностей мышления. Возрастным особенностям интеллектуального развития посвящено немало исследований. В них выявлена стадиальность развития интеллекта, дана хара ...