Организация и методика изучения нарушений звукопроизношения у умственно отсталых школьников

Аналитическое образование » Нарушение звукопроизношения у умственно отсталых детей » Организация и методика изучения нарушений звукопроизношения у умственно отсталых школьников

Страница 1

Комплексный анализ нарушений звукопроизношения позволяет выстроить научно обоснованную систему методов проведения коррекционных мероприятий, позволяет обосновать содержание и методику коррекционного обучения, дифференцировать и индивидуализировать её. В рамках исследования мной было проведёно исследование.

Объектом исследования является речь у умственно отсталых школьников.

Предметом исследования выступает особенности нарушений звукопроизношения у умственно отсталых школьников.

Цель исследования: выявить особенностей нарушений звукопроизношения умственно отсталых школьников.

Для того чтобы реализовать цель исследования, мною было проведено обследование звукопроизношения учащихся начальной школы. Эксперимент проводился с 3 по 10 сентября 2012 года на базе ГБС(К)ОУ «Такталачукская коррекционная школа-интернат VIIIвида». В исследовании принимали участие 6 учеников из 2 класса, обучающихся по «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой от 2004 года. У всех детей, участвующих в исследовании, по данным психоневролога, отмечается лёгкая степень олигофрении, по данным логопеда сформулировано заключение: несформированность языковых и речевых средств.

Для решения задач исследования в области выявлений звукопроизношения младших школьников с нарушением интеллекта я использовала диагностические материалы Натальи Михайловны Трубниковой «Структура и содержание речевой карты», разделы: «Общие сведения», «Обследование состояния общей моторики», «Обследование произвольной моторики пальцев рук», «Обследование состояния органов артикуляционного аппарата», «Обследование фонетической стороны речи». Я считаю, что диагностические материалы, предложенные Н.М. Трубниковой, позволяют наиболее полно и качественно изучить речевые отклонения в развитии детей. Они просты в использовании, не требуют длительной специальной подготовки, и могут быть основой для диагностирования как детей с сохранным интеллектом, так и для детей с нарушением интеллекта.

В основу методики исследования звукопроизношения детей я заложила принципы систематичности и последовательности, доступности и наглядности, используя такие педагогические качества как доброжелательность, терпение и выдержка, педагогический такт и умение расположить ребёнка к общению. Исследования проводились с каждым ребёнком индивидуально, после установления с ними эмоционального контакта. На каждого ребёнка составила речевую карту. Я предлагаю речевую карту одного ребёнка – Гиздуллина Марата Кашиповича, ученика 2 класса.

Общие сведения о ребёнке

1. Дата обследования: 3-10 сентября 2012 года.

2. Фамилия, имя, отчество: Гиздуллин Марат Кашипович

3. Дата рождения: 14.06.2003.

4. Домашний адрес: с. Кузякино Актанышского района.

5. Заключение психиатра: Лёгкая умственная отсталость, обусловленная перинатальным поражением ЦНС.

6. Диагноз невропатолога. Органическое эмоционально-лабильное расстройство.

7. Заключение логопеда: Системное недоразвитие речи I уровня.

8. Состояние органов слуха: в норме.

9. Данные окулиста: зрение в норме.

10. Заключение медико-педагогической комиссии: Обучение по специальной (коррекционной) программе учреждения VIII вида.

11. Посещал детский сад с 4 лет

12. Обучается в специальной (коррекционной) школе VIII вида

13. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений: При учебной нагрузке быстро устаёт, работоспособность снижена, нет устойчивости внимания. Общительный, неконфликтный, но плаксивый.

14. Данные о родителях ребенка: родители нормальные, здоровые. Семья живёт в хороших социальных условиях.

15. Общий анамнез

а) ребёнок от первой беременности;

б) беременность протекала на фоне токсикоза, повышении АД.

в) роды в 39-40 недель путём кесарево сечения, на фоне нефропатии 2-3 степени, вторичной слабости родовой деятельности, внутриутробной гипоксии плода.

г) вес при рождении 3300

д) вскармливание искусственное

16. Раннее психомоторное развитие

а) голову стал держать в 4 месяца;

б) начал сидеть с 6-7 месяцев;

в) начал ходить с 1 года 2 месяцев.

17. Речевой анамнез:

а) первые слова появились – к году, фразовая- к 4 годам.

б) логопедом не занимался;

Выводы: пренатальный период протекал с отклонениями.

Обследование состояния общей моторики ученика 2 класса Гиздуллина Марата Кашиповича

Все предлагаемые задания выполняются по показу, затем по словесной инструкции.

Таблица 1

Прием

Содержание задания

Характер выполнения

1. Исследование

двигательной памяти,

переключаемости движений

и самоконтроля при

выполнении двигательных ПРОБ

а) повторить 4 движения руки: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;

б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения

- не соблюдается последовательность

-движения повторяет, но объём движений неполный

Отмечаются: неполный объём движений, не всегда сохраняется последовательность, переключения с одного движения на другое не плавные

2. Исследование произвольного торможения движений

маршировать и остановиться внезапно по сигналу

- движения ног не чёткие, но по сигналу останавливается

Отмечаются: плавность и точность движений обеих ног неполная, соответствие двигательной реакции сигналу.

3.Исследование статической

координации

движений

а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения — 5 секунд по 2 раза для каждой ноги;

б) стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левей ноге, руки вперед. Время выполнения — 5 секунд

- стоит с раскачиванием

- сходит с места, касается пола другой ногой

Отмечаются: удержание с напряжением, с раскачиванием из стороны в сторону; балансирует туловищем руками, головой; сходит с места, касается пола другой ногой; иногда открывает глаза.

4. Исследование динамической координации движений

а) маршировать чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежуток между шагами

- выполняет скованно, неуверенно

Отмечаются: выполняет со 2—3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка удается с трудом

б) выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках.

- выполняет очень осторожно, первые два приседания выполняет на носках, остальные 3 – на полную ступню

Отмечаются: выполняет правильно с напряжением, раскачиваясь,

становится на всю ступню.

5. Исследование пространственной

организации двигательного акта

а) повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу в обратном направлении через круг. Начать ходьбу or центра круга направо пройти круг вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла, повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа.

б) то же выполнить слева;

в) по словесной инструкции проделать эти же задания

- повторяет только после второго показа, неуверенно

- словесной инструкции понимает частично, выполняет движения с помощью учителя

Отмечаются: ошибки в пространственной координации: незнание

сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.

6. Исследование темпа

а) в течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. По сигналу учителя предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны на пояс опустить.

б) письменная проба: предлагается чертить на бумаге палочки в стречку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе.

- Заданный темп удерживает только в половине определённого времени, потом темп замедляется

-во вторые 15 секунд быстрее чертить палочки не получается, не может ускорить темп

Отмечается: темп замедленный

7. Исследование ритмического чувства

а) простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок:

// / / // /// / / /// // // // /// /// // /// /// // //// //// //

б) музыкальное эхо Логопед ударяет в определенном ритме по ударному инструменту (бубен, барабан и т. д.) ребенок должен точно повторить услышанное

- выполнил с двумя ошибками (неправильное количество элементов)

- повторяет медленно и неуверенно

Отмечаются: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка: повторяет в замедленном по сравнению с образцом темпе: нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Показатели силовой и скоростно-силовой подготовленности юношей IX и X классов до эксперимента
Анализ результатов по показателям физической подготовленности юношей IX и X классов экспериментальной и контрольной групп свидетельствует об отсутствии, каких либо существенных различий между ними в уровне силовой подготовленности в начале педагогического эксперимента. Кроме сгибания и разгибания р ...

Проектирование работы по развитию скоростно-силовых способностей у детей с отклонениями в поведении посредством подвижных игр
Из проведенного исследования видно, что дети с отклонениями в поведении действительно имеют низкий уровень сформированности скоростно-силовых способностей, поэтому необходимо проводить коррекционную работу. Данная работа может проводиться на занятиях, в повседневной жизни, на прогулке также в индив ...

Оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности
Проблемность и другие принципы развития творческого мышления не могут быть реализованы без учета возрастных и индивидуально-типических особенностей мышления. Возрастным особенностям интеллектуального развития посвящено немало исследований. В них выявлена стадиальность развития интеллекта, дана хара ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru