Критериальные основы оценки качества образования

Страница 2

Однако "системные" (по терминологии Д.Ш. Матроса) [24] мониторинги качества образования, к тому же выполненные на институциональном уровне, пока еще остаются достаточно редким явлением педагогической науки и практики. Чаще предметом мониторингового сопровождения оказываются отдельный компонент: качество обучения, учебная деятельность или какой-то элемент качества образования. Технология подобного мониторинга описана в книге А.С. Белкина и Н.К. Жуковой. Он посвящен длительному отслеживанию нравственного развития учащихся, начиная с дошкольного детства и заканчивая подростковым периодом. Причем, программа мониторинга имеет ярко выраженный возрастной характер, что удачно проявляется в критериях и показателях (признаках) нравственного взросления детей.

Расширение оценочных рамок качества образования, выход за пределы одних только его результатов, содержался (правда, в самом общем виде) уже в монографии С.Е. Шишова и В.А. Кальней, определявших качество образования как совокупность показателей, характеризующих не только результат - развитие компетенций обучающихся, но и различные стороны образовательного процесса, его условия: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав. В дальнейшем все чаще появлялись критериальные комплексы, ориентированные на три важнейшие свойства качества образования.

Оригинальной и интересной в этом отношении следует признать систему оценок Бурдаковой О.П., реализующую гуманитарный подход, для которого высшей оценкой качества образования является его способность обеспечить психическое и личностное развитие ребенка. Отмечая некоторую однонаправленность авторской позиции, тем не менее специально подчеркнем новизну и актуальность предложенного Бурдаковой О.П. подхода в условиях провозглашенных, но более декларируемых принципов гуманности, демократии, вариативности, плюрализма и открытости нашего образования. Как весьма продуктивные и перспективные представляются предложения ученого для оценки качества образования изучать психическое здоровье, личностную, нравственную и гражданскую зрелость, социокультурную компетентность ученика; степень владения учителем пятью искусствами: уважения, понимания, помощи и поддержки, договора, умения быть собой; в учебно-воспитательном процессе - тип познания, соотношение ролей ребенка и взрослого, технологичность, вариативность, интегрированность, условия, обеспечивающие личностный рост учащихся; в укладе жизни школы - концептуальную зрелость педагогического коллектива, систему ценностей и приоритетов, психологический климат взаимных отношений; в среде и окружении - социофизическую и социокультурную среду.

Последовательная ориентация на новую социокультурную ситуацию и личностно ориентированную парадигму образования потребовала расстановки иных акцентов в понимании качества его результатов, выделения индивидуально-личностных изменений и достижений обучающихся и более четкого описания того, за счет чего они могут быть обеспечены. В значительной степени соответствует этим требованиям критериальный комплекс авторов учебного пособия "Управление образовательными системами". Они предлагают оценивать качество образования по трем группам критериев, исходя из трех составляющих это качество аспектов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Cущность личностно-ориентированного обучения на уровне теории и практики обучения в отечественной и зарубежной науке
В терминологическом плане корректнее было бы говорить о личностно-ориентированном образовании. Однако это вызвало бы значительную терминологическую путаницу и необходимость при каждом использовании термина "личностно-ориентированное образование" оговаривать контекст его использования, смы ...

Серия игр и упражнений по развитию зрительного гнозиса у детей среднего дошкольного возраста с амблиопией
Данные, полученные при обследовании детей, поставили нас перед необходимостью составить комплексы игр и упражнений по развитию зрительного гнозиса. Проведенная работа была направлена: - на формирование у детей зрительных способов обследования предметов: различать и называть форму геометрических фиг ...

Педагог дополнительного образования и характеристика его деятельности
ДО – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки ГОС (государственных образовательных стандартов) и реализуется по средствам дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях ДО детей, так и в общеобразовательных учреждениях. Педагог дополнительного образования - ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru