Преимущества предмета «Технология» по сравнению с остальными определяются:
1) возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования (это устраняет отрыв речевых действий от их материальной формы);
2) возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе.
В частности, уроки технологии позволяют добиваться максимально четкого отображения в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий как по ходу выполнения, так и после (рефлексия действий и способов). Выполнение заданий позволяет систематически практиковать работу в парах и микрогруппах, стимулируя выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль.
Универсальные учебные действия, формируемые на разных этапах урока технологии представлены в Таблице 3. (JI – личностные УУД; Р – регулятивные УУД; П – познавательные УУД; К – коммуникативные УУД)
Таблица 3. Универсальные учебные действия, формируемые на уроках технологии
Краткое описание этапов урока открытия нового знания |
Перечень УУД, формируемых на данных этапах |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | |
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируется требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»), В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни). |
– самоопределение (Л); – смыслообразование (JI); – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). – волевая саморегуляция (Р) |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | |
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию проблемного учебного действия. |
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); – использование знаково-символических средств (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
3. Выявления места и причины затруднения. | |
В данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, – где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, поня-тием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способ-ности, которых не достает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. |
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (Г1); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – структурирование знаний (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – учет разных мнений, координирование разных позиций (К); – разрешение конфликтов (К). |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | |
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: S ставят цель, S согласовывают тему урока, S выбирают способ, S строят план движения цели, определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. |
– самоопределение (Л); – смыслообразование (JI); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); – поиск и выделение необходимой информации (П); – выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); – планирование (П); – прогнозирование (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); – разрешение конфликтов (К). |
5. Реализация построенного проекта. | |
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. |
– смыслообразование (JI); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); – волевая саморегуляция (Р); – познавательная инициатива (Р); – выдвижение гипотез и их обоснование (П); – поиск необходимой информации (П); – использование знаково-символических средств (П); – моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П); – установление причинно-следственных связей (П); – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – построение логической цепи рассуждений, доказательства (П); – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – осознание ответственности за общее дело (JI); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование разных позиций (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); – разрешение конфликтов (К). |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | |
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в парах, группах, фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. |
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, классификация (П); – извлечение из текстов необходимой информации (П); – моделирование и преобразование моделей разных типов (П); – использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – установление причинно-следственных связей (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – построение логической цепи рассуждения, доказательства (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование разных позиций (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); – осознание ответственности за общее дело (Л); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | |
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий. Которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. |
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, классификация (П); – извлечение из текстов необходимой информации (П); – использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – доказательство (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
8. Включение в систему знаний и повторение. | |
На данном этапе выполняются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. |
– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, классификация (П); – понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); – подведение под понятие (П); – моделирование, преобразование модели (П) – использование знаково-символических средств (П); – установление причинно-следственных связей (П); – выведение следствий (П); – самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – построение логической цепи рассуждений, доказательства (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование разных позиций (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); – постановка вопросов (К); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – управление поведением партнеров (К); |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | |
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и её результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. |
– рефлексия способов и условий действия (П) – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – планирование учебного сотрудничества (К) – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
Статьи по теме:
Тип речевой культуры современного педагога
Ученые Ф.Н. Гоноболин и Т.А. Ладыженская утверждают, что словосочетание «речь педагога» ,как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога (в отличие от речи письменной). Под устной речью подразумевают как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и результат этого процесса — ...
Методические рекомендации для коррекционно –
педагогической работы по формированию сенсорных эталонов
сенсорный эталон дошкольник интеллектуальный В методике сенсорного воспитания дошкольников можно выделить несколько этапов. Целью первого этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, с ...
Особенности
творческих проявлений и способностей детей
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Любая трудовая деятельность человека всегда связана с осознанием ее целей, представлением конечного результат ...