Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Специфика урока технологии и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования и возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе.
Изучением универсальных учебных действий на уроках технологии занимались некоторые педагоги и психологи: А.Г. Асмолов, Т.А. Беляева, Т.С. Жидкина, Н.М. Конышева, И.А. Неткасова и др.
При соответствующем содержательном и методическом наполнении технология может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Этот предмет создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности – планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д.
Исходя из актуальности проблемы, была определена тема курсовой работы «Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе».
Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе.
Предмет – процесс формирования универсальных учебных действий на уроках технологии.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические и практические основы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии на основе изучении психолого-педагогической и методической литературы.
Проанализировать опыт работы учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии.
Методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме, наблюдение, беседа.
Статьи по теме:
Разработка урока по теме "пейзажная живопись"
Тема урока: "зимний лес". Цели: Учитель детей наблюдать за красотой зимнего леса. Учить соблюдать в изображении пропорции, размер. Воспитывать чувство радости от передачи красоты природы в рисунке. Оборудование: для учителя: репродукция заснеженного леса, наглядное пособие с порядком выпо ...
Требования к учителю географии среди учеников
средних классов
Среди учащихся средней общеобразовательной школы № 72 был проведен опрос, состоящий из пяти вопросов. Опрос был проведен анонимно, чтобы ученики постарались дать максимально честные ответы. Опрос: 1) Укажите Ваш класс? Нравится ли Вам предмет география? Если да, то почему? Если нет, то почему? Как ...
Педагогические условия и методика обучения композиционным умениям
школьников младших классов в процессе создания композиции из тестопластики
В начальной школе освоение скульптуры, вида художественной деятельности, знакомит школьников с разнообразными материалами и техниками, творческие задания формируют умение самостоятельно выбирать подходящий материал и решать композиционные задачи. Среди известных художников-скульпторов работающих в ...