Опыт работы учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии

Аналитическое образование » Формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии » Опыт работы учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии

Страница 2

Уроки технологии в начальной школе представляют собой уникальные возможности для демонстрации достижений учащихся, усилий, которые прилагают для создания изделий и представления продуктов деятельности в виде наглядных материалов.

Т.Г. Новикова отмечает, что в работе над портфолио самым важным является процесс взаимодействия между учителем, учеником и родителями. При грамотной организации составления портфолио учащихся, школьники вовлекаются не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с учителем и родителями по разработке структуры портфолио (определение количество рубрик в разделах, необходимых материалов, комментариев к ним).

Это позволяет организовать сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками, у которых появляется чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения. Особую роль при заполнении портфолио играет помощь родителей, которые могут не только помогать, но и реально оценивать достижения своих детей.

Модель портфолио младшего школьника по теме «Шитье и вышивание. Изготовление куклы Петрушки» (4 класс) представлена в приложении.

Таким образом, портфолио может становиться инструментом формирования универсальных учебных действий и повышения качества всего процесса обучения.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий педагоги МОУ СОШ №1 с. Алтайского используют на уроках технологии следующие виды заданий: найди отличия (сравнение одного и того же изделия, выполненного в разных техниках; поиск лишнего (выбор инструментов или материалов, не нужных для изготовления изделия); упорядочивание (расположение плана выполнения работы над изделием в нужном порядке); составление схем-опор и технологических карт при выполнении изделий; работа с разного вида таблицами; работа со словарями (нахождение значений новых и непонятных слов) и т.д.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках технологии учителя МОУ СОШ №1 с. Алтайского используют в своей работе следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки» (нахождение ошибок и несоответствий при выполнении различных техник); поиск информации в предложенных источниках (составление докладов по истории возникновения той или иной техники); взаимоконтроль (работа в группах и парах сменного состава) и т.п.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий педагоги МОУ СОШ №1 с. Алтайского используют на уроках технологии следующие виды заданий: составь задание партнеру (при выполнении творческих заданий и после изучения какого-либо приема работы); отзыв на работу товарища (при подведении итогов урока); групповая работа по выполнению проекта или коллективного панно; «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» (при подготовке докладов и сообщений) и т.д.

Таким образом, анализ опыта работы учителей начальных классов МОУ СОШ №1 им. П.К. Коршунова с. Алтайское Алтайского района по формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроках технологии показал, что педагоги данной школы включают в свою работу разнообразные задания, направленные на формирование универсальных учебных действий: участие в проектной деятельности; творческие задания; дневники достижений, составление портфолио, составление схем-опор и технологических карт при выполнении изделий; работа с разного вида таблицами; работа со словарями (нахождение значений новых и непонятных слов); взаимоконтроль (работа в группах и парах сменного состава) и т.п.

Специфика технологии и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена: ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности; значением универсальных учебных действий моделирования и планирования; специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности обучающихся; широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы; формированием первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся.

При соответствующем содержательном и методическом наполнении технология может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Этот предмет создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности – планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Нормирование учебно-производственных работ
Норма – это количество времени, затраченное на изготовление единицы законченной продукции. Рабочая норма применяется на производстве. Ученическая – в училищах или на предприятии при подготовки новых рабочих кадров. Ученическая норма больше рабочей. Рабочая норма имеет постоянное значение, ученическ ...

Роль самостоятельной работы учащихся на уроке
Самостоятельная работа на уроках занимает в среднем 4,7 минуты. Ее характер в основном является репродуктивным (по образцу). Перенос знаний в новые условия наблюдается лишь на третьей части урока. Работой с книгой учащиеся заняты не более 4 минут. Самостоятельная работа – это работа, «совершаемая с ...

Cущность личностно-ориентированного обучения на уровне теории и практики обучения в отечественной и зарубежной науке
В терминологическом плане корректнее было бы говорить о личностно-ориентированном образовании. Однако это вызвало бы значительную терминологическую путаницу и необходимость при каждом использовании термина "личностно-ориентированное образование" оговаривать контекст его использования, смы ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru