Уроки технологии в начальной школе представляют собой уникальные возможности для демонстрации достижений учащихся, усилий, которые прилагают для создания изделий и представления продуктов деятельности в виде наглядных материалов.
Т.Г. Новикова отмечает, что в работе над портфолио самым важным является процесс взаимодействия между учителем, учеником и родителями. При грамотной организации составления портфолио учащихся, школьники вовлекаются не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с учителем и родителями по разработке структуры портфолио (определение количество рубрик в разделах, необходимых материалов, комментариев к ним).
Это позволяет организовать сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками, у которых появляется чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения. Особую роль при заполнении портфолио играет помощь родителей, которые могут не только помогать, но и реально оценивать достижения своих детей.
Модель портфолио младшего школьника по теме «Шитье и вышивание. Изготовление куклы Петрушки» (4 класс) представлена в приложении.
Таким образом, портфолио может становиться инструментом формирования универсальных учебных действий и повышения качества всего процесса обучения.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий педагоги МОУ СОШ №1 с. Алтайского используют на уроках технологии следующие виды заданий: найди отличия (сравнение одного и того же изделия, выполненного в разных техниках; поиск лишнего (выбор инструментов или материалов, не нужных для изготовления изделия); упорядочивание (расположение плана выполнения работы над изделием в нужном порядке); составление схем-опор и технологических карт при выполнении изделий; работа с разного вида таблицами; работа со словарями (нахождение значений новых и непонятных слов) и т.д.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках технологии учителя МОУ СОШ №1 с. Алтайского используют в своей работе следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки» (нахождение ошибок и несоответствий при выполнении различных техник); поиск информации в предложенных источниках (составление докладов по истории возникновения той или иной техники); взаимоконтроль (работа в группах и парах сменного состава) и т.п.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий педагоги МОУ СОШ №1 с. Алтайского используют на уроках технологии следующие виды заданий: составь задание партнеру (при выполнении творческих заданий и после изучения какого-либо приема работы); отзыв на работу товарища (при подведении итогов урока); групповая работа по выполнению проекта или коллективного панно; «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» (при подготовке докладов и сообщений) и т.д.
Таким образом, анализ опыта работы учителей начальных классов МОУ СОШ №1 им. П.К. Коршунова с. Алтайское Алтайского района по формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроках технологии показал, что педагоги данной школы включают в свою работу разнообразные задания, направленные на формирование универсальных учебных действий: участие в проектной деятельности; творческие задания; дневники достижений, составление портфолио, составление схем-опор и технологических карт при выполнении изделий; работа с разного вида таблицами; работа со словарями (нахождение значений новых и непонятных слов); взаимоконтроль (работа в группах и парах сменного состава) и т.п.
Специфика технологии и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена: ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности; значением универсальных учебных действий моделирования и планирования; специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности обучающихся; широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы; формированием первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся.
При соответствующем содержательном и методическом наполнении технология может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Этот предмет создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности – планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д.
Статьи по теме:
Основные аспекты технологии коллективного планирования
В коллективном планировании жизнедеятельности класса участвует не только классный руководитель, но и весь коллектив учащихся класса, а также родители и друзья классного сообщества. Профессор Е.В. Титова считает коллективное планирование самой трудной с методической точки зрения стадией в организаци ...
Оптимальное развитие различных видов мыслительной
деятельности
Проблемность и другие принципы развития творческого мышления не могут быть реализованы без учета возрастных и индивидуально-типических особенностей мышления. Возрастным особенностям интеллектуального развития посвящено немало исследований. В них выявлена стадиальность развития интеллекта, дана хара ...
Клиническая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением
интеллекта
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Большинство среди умственно отсталых составляют лица, им ...