Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха

Страница 4

При анализе выделяется то, что ребенок делает по указаниям взрослых, и то, что он выполняет самостоятельно. На разных этапах психического развития глухих детей имеет значение анализ разнообразных продуктов деятельности: в дошкольном и младшем школьном возрасте - рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, конструкций; в среднем школьном возрасте - письменных работ, сочинений, которые позволяют проанализировать лексические и грамматические особенности речи; в юношеском возрасте - результаты трудовой деятельности.

В настоящее время за рубежом, особенно в США, для определения уровня интеллектуального развития детей и взрослых с нарушениями слуха широко используются тесты. С этой целью создаются специальные шкалы действия, включающие задания на составление узоров, идентификацию картинок, решение головоломок из блоков, складывание фигур по образцам и т.п. Основной особенностью этих заданий является то, что решение достигается путем операций с различными элементами предметов, а использование речи минимально. Хорошо зарекомендовали себя при обследовании детей с нарушениями слуха матрицы Дж. Равена и подобные им наглядные задачи.Плодотворными являются попытки использования стандартизированных шкал, широко применяемых по отношению к детям с нормальным слухом (шкала Д. Векслера, школьный тест умственного развития).

Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка с нарушением слуха имеет некоторые особенности. В них необходимо отразить не только уровень интеллектуального и речевого развития, но и такие важные для организации коррекционной работы показатели, как степень потери слуха, уровень развития двигательной сферы, наличие сопутствующих нарушений. В систематизации этих данных целесообразно придерживаться следующей схемы.

Характеристика состояния слуха:

степень потери слуха (глухота, частичная потеря) - использовать данные из медицинской документации;

возраст, в котором произошло нарушение слуха: врожденное нарушение слуха, ранняя потеря слуха (в возрасте до 3 лет), нарушение слуха в более позднем возрасте;

причины, приведшие к данному нарушению;

наличие или отсутствие лиц с нарушениями слуха в семье.

Уровень развития двигательной сферы:

особенности пантомимики (осанка, походка, индивидуальные позы);

особенности мимики (общее выражение лица, выразительность мимических движений, характер естественных жестов);

координация движений (крупных и мелких);

возможности сохранения статического и динамического равновесия.

Познавательная сфера:

уровень развития разных видов восприятия; анализ и синтез в процессе зрительного восприятия;

соотношение в развитии разных видов памяти (образной и словесной), разных способов запоминания материала (механического и логического);

мышление: виды мышления, его соответствие возрастным нормам; характеристика уровня обобщений; степень развития мыслительных операций;

развитие речи: виды речи, которыми владеет и пользуется ребенок (словесно-устная, письменная, дактильная, жестовая); состояние навыка чтения с губ; индивидуальные особенности; аграмматизмы; объем словаря (активного и пассивного); соотношение разных видов речи; в каких ситуациях используются разные виды речи;

взаимосвязи в развитии познавательных процессов;

соотношение в развитии мышления и речи.

Особенности ведущей деятельности (в зависимости от возраста).

Особенности развития личности.

Реакции на разные виды воздействий (поощрение, наказание, оценка).

Эмоциональные состояния. Особенности внешних выражений эмоций. Понимание эмоций других людей.

Самооценка (степень ее адекватности и устойчивости, под влиянием каких причин изменяется).

Страницы: 1 2 3 4 


Статьи по теме:

Организация учебного процесса
В 70 – первой половине 90-х гг. XIX в. наиболее распространенный методом обучения был так называемый «догматический метод», когда обучение в основном сводилось к простому «спрашиванию - заданию». Учитель как правело, начинает урок с проверки домашнего задания. К моменту объяснения нового материала ...

Самостоятельная работа и дидактические принципы ее организации
Анализ работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А. Зимней, Манвелова С.Г. и др., показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно. Самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия у ...

Педагог дополнительного образования и характеристика его деятельности
ДО – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки ГОС (государственных образовательных стандартов) и реализуется по средствам дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях ДО детей, так и в общеобразовательных учреждениях. Педагог дополнительного образования - ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru