Таким образом, считает исследователь А.Л. Ланцова, дифференциация и интеграция, как два взаимосвязанных «направления географического образования, остаются чрезвычайно востребованными в современном обществе; личностно ориентированное обучение требует от учителя-географа создания и внедрения в практику школы и для домашнего доступа индивидуальных электронных программ развития ученика, учитывающих его опыт и перспективы работы в дифференцированной группе».
Дифференциация помогает избежать искусственного сдерживания способностей «сильных» и одаренных учеников, характерного для советской школы. Замечено, что такой подход к дифференцированию по индивидуально-типологическому признаку, а не по степени успеваемости убеждает учителей и учеников в наличии яркой фантазии, богатого воображения, гиперотзывчивости и эмоциональности у слабых, нередко плохо успевающих, детей. Они активны в игровых видах деятельности на уроке, в то время как «хорошисты» и «отличники» бывают закомплексованы.
Важнейшим моментом в работе учителей дифференцированного обучения является корректировка и синхронизация тематического планирования, согласование поурочного планирования, уточнение критериев оценки внутри каждой группы.
Технология дифференцированного обучения в целом обеспечивает развитие у детей мотивации к получению качественного географического образования, к овладению разнообразными видами познавательной и творческой деятельности, предоставляет учителю-географу возможность работать с группами учащихся близкого уровня способностей, подготовки и мотивации к обучению.
Дифференциация диктует необходимость анализа учебных достижений и интересов не только группы, но и каждого учащегося, что позволяет более эффективно строить образовательный процесс на основе личностно ориентированного подхода и повышении качества образования.
Изучив литературу и проанализировав психолого-педагогические подходы в современной психологии взаимодействие учителя с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей можно сделать вывод, что наиболее эффективным является личностно-ориентированный подхода. Обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на уроках естественно-географического цикла необходимо выстраивать с учётом их психологических особенностей: эмоциональной, мотивационной, интеллектуальной сферы.
Так же обучение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на уроках естественно-географического цикла должно происходить в развивающей среде, с использованием широкого спектра педагогических методов и технологий.
Для повышения мотивации обучения у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на уроках естественно-географического цикла необходимо разрабатывать индивидуальную траекторию развития через: индивидуальные творческие задания, работу с контурной картой.
При планировании уроков географии в классах, где присутствуют дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей учителю необходимо вводить индивидуальные задания, способствующие развитию эмоциональной, мотивационной, интеллектуальной сферы развития таких детей. Задача учителя не только дать знания детям, воспитывающихся в интернатном учреждении, но и закладывать основы развития личности учащихся, а также корректировать существующие проблемы ребенка.
Статьи по теме:
Психологическая характеристика особенностей
развития детей в возрасте 10-12 лет
Возрастной период 10-12 лет заключает в себе большие возможности для развития полноценной личности. Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, опр ...
Формы записи высказываний. Алгоритмические способы решения логических задач
Элементарные высказывания в логике высказывания рассматриваются как не расчленяемые "атомы", а составные высказывания - как "молекулы'', образованные из "атомов" применением к ним логических операций. Логика высказываний интересуется единственным свойством элементарных выск ...
Направленности патриотического воспитания
Задачами патриотического воспитания младших школьников являются: 1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни ...