Ярославским областным эколого-биологическим центром на базе Ярославского филиала Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева создана заочная областная школа «Молодой фермер», второй выпуск которой состоится в мае 1997 года. Выпускники этой школы поступают на различные факультеты филиала.
Широко внедрилась в педагогическую практику учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля клубная работа с детьми наиболее эффективная форма организации деятельности со старшеклассниками. Существующие в системе Российских СЮН и ЭБЦу клубы имеют разновидовое направление работы: эколого-краеведческое, эколого-эстетическое, эколого-туристское и т.д. Примером могут: служить клуб «Экология и искусство» и видеоклуб «Спешите спасти планету» (Тверской ОЭБЦу), клуб «Зеленая планета» (Калининградский ОЭБЦу), клуб «Странник» (ЦСЮН) и другие подобные клубы, которые организуются с учетом интереса детей.
За последние годы активизировалась работа станций юных натуралистов и эколого-биологических центров России по организации и проведению профильных лагерей.
В целом по Российской Федерации в учреждениях дополнительного образования количество экологических профильных лагерей увеличилось: если на начало 1993 года их было 135, то на начало 1996 года – 217, а число обучающихся в них увеличилось в 2 раза и составляет в настоящее время 21514 человек.
Интересной представляется работа подросткового лагеря «Я в мире» Карельского республиканского детского эколого-биологического центра. Основной целью создания программы лагеря является развитие у обучающихся экологического мышления, которое реализуется через расширение представлений о собственном «Я», приобретение навыков невербального и вербального общения, дифференцирование собственных представлений о ценностях человека в мире и о его гармонии с ним.
При планировании деятельности лагеря учитываются возрастные особенности детей, поэтому основные формы и методы работы с подростками базируются на учете потребностей данного возраста и ведущего вида деятельности – личностного общения. Основной формой работы в лагере являлось проведение экологически-релевантного тренинга «Я в мире». Программа лагеря строится на основе психологического тестирования, которое проводится в период подготовки к лагерю. Повторное тестирование, проведенное после завершения работы лагеря, позволяет судить об эффективности тренинговой программы и ее использования в педагогической практике.
Осуществление координации экологического образования учащихся требует от педагогических коллективов различных учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля постоянного поиска новых форм и методов образовательной деятельности. Необходимо отметить, что в настоящее время их в системе немало.
Например, Брянский эколого-биологический центр наряду со сложившимися использует новые формы работы с обучающимися: экспериментальную площадку для апробации программы учебно-методического комплекса «Экология России», областную очно-заочную и зимнюю биологическую школу для обучающихся инновационных учреждений, профильные эколого-биологические лагеря, разнообразные виды олимпиад (экологическую, биологическую, географическую, химическую, Соросовскую по биологии, заочный тур биологической олимпиады МГУ), участие в Федеральной экологической заочной школе, в международных программах КИДНЕТ и ГЛОУБ (программы экологических исследований обучающихся с использованием достижении компьютерной техники). Совместно с ассоциацией «Экология и диалектика» начата работа по внедрению этого эксперимента через предмет «Окружающий мир» в рамках системы дополнительного образования.
Статьи по теме:
Использование игр при формировании грамматического навыка у младших школьников
на уроках английского языка
На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Важно учитывать в процессе обучения психологическ ...
Работа над текстовой задачей с использованием тетрадей с
печатной основой
Подготовительная работа к знакомству с задачей строится с учётом особенностей мышления младшего школьника, а они таковы, что для выполнения операций в умственном плане он должен сначала овладеть ею в предметном (материализованном). Для этой цели можно использовать различные практические упражнения ...
Технология художественно-эстетического воспитания детей средствами ручного
творчества
Основными задачами воспитания детей дошкольного возраста, согласно примерному Положению, являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья; обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка; обеспечение физического, социально-нравственного, художественно-эстетического и ...