Разведка дел и друзей — это своеобразная игра. Ее организаторами выступают активисты класса и классный руководитель.
На сборе-старте организаторы в игровой или театрализованной форме разъясняют цель и смысл разведки, предлагают свой вариант ее проведения. Участники разведки объединяются в микрогруппы по 5—7 человек. Затем коллективно определяются направления разведки, задания группам разведчиков и сроки их выполнения.
На собрании своей группы разведчики уточняют маршрут разведки и задание, полученное па сборе-старте. Они распределяют между собой поручения и продумывают тактику осуществления коллективных действий. Группа решает, с кем необходимо встретиться, как организовать эту встречу, какие вопросы следует задать, в чем можно помочь людям на разведывательных объектах, какой сюрприз целесообразно подготовить, что необходимо взять с собой в разведку.
В качестве объекта разведки могут быть избраны:
- классная комната, библиотека, медицинский кабинет;
- столовая, спортзал и другие помещения школы;
- пришкольный участок и школьный двор;
- дом детского творчества или другое учреждение дополнительного образования, учреждения культуры, социальной работы, жилищно-коммунального хозяйства;
- музей, исторические и памятные места;
- улицы, дворы, дома и другие объекты.
Выполняя задание, разведчики могут пойти на встречу:
- к своей первой учительнице;
- в гости к кому-то из одноклассников;
- к пожилым и заслуженным людям;
- к людям с интересными профессиями и увлечениями;
- к младшим школьникам;
- в детский сад;
- к тем, кому требуется помощь школьников.
После совершения разведывательных рейдов и встреч разведчики подводят итоги выполнения группового и индивидуальных поручений. Разведчики пытаются ответить на следующие вопросы:
1. Какую новую информацию сумели получить в ходе разведки?
2. Кому смогли помочь?
3. Кто и как отличился в разведке?
4. Какой объект разведки может стать местом будущей деятельности одноклассников?
5. Кто из встреченных в разведке людей мог бы стать другом классного коллектива?
6. О чем следует рассказать всему классу?
7. Какие предложения и идеи можно внести в план работы класса? Как лучше защитить свои идеи и предложения? Завершающим моментом деятельности разведывательных групп можно считать их выступления на общем собрании учащихся класса, на котором выносятся, защищаются, анализируются и оцениваются предложения учеников в годовой план работы классного коллектива.
Защита идей и предложений в план - это кульминационный и самый эмоциональный момент коллективного планирования. В классическом коммунарском варианте его принято называть сбором коллективного планирования.
Выберите группу экспертов из числа наиболее авторитетных одноклассников и специально приглашенных гостей. Экспертам предстоит задавать вопросы конкурсантам, высказывать оценочные суждения по сути предложений и в конце сбора назвать лучшие идеи. Можно поручить отдельной группе ребят (пресс-группе) записать все идеи и предложения, обобщить их и подготовить итоговый проект плана.
После краткого вступительного слова и определения регламента защиты ведущие предоставляют по очереди слово всем конкурсантам — разработчикам идей и предложений. Индивидуальные или коллективные разработчики представляют свои идеи и отвечают на вопросы, которые может задать любой участник сбора. Класс обсуждает предложения и выбирает из них те, которые следует включить в план. Ведущие при этом направляют ход разговора и следят за соблюдением установленного регламента.
Таким образом, планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников. Технология планирования должна учитывать, что класс - это «живой» организм, в котором изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и взрослых, корректируются межличностные эмоционально-психологические и деловые отношения, появляются новые контакты с окружающей социальной и природной средой. Поэтому основным условием составления плана является его ориентация на возрастные и психические особенности учащихся того или иного класса, а также на желания и возможности детей.
Статьи по теме:
Сущность
понятия «речевые умения» их виды
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лекси ...
Понятие, цели, содержание национальных проектов
Термин национальный проект появился в нашей стране осенью 2005 года. Президент России Владимир Путин выступил с инициативой по реализации в стране четырех национальных проектов – "Современное здравоохранение", "Качественное образование", "Доступное жилье", "Эффект ...
Историко-философский
аспект патриотического и гражданского воспитания
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить . воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и облад ...